Как можно сохранить закономерность, организованность,
симметрию и целесообразность, присущие греческой одежде, и одновременно придать
женскому платью грациозность и легкость, а мужскому — торжественность,
доказывает «греческое рококо» - римская одежда. И сделали это незаметные
детали, преобразившие греческий хитон в тунику, которую носили мужчины и
женщины. Это была как бы домашняя рубашка или нижняя одежда, называемая также
туника интима (tunica intima). Она имела и символическое значение. Эта часть
одежды была выражением души и личности её владельца, как бы связующим звеном
между душой и телом. Так, например, туника оранжевого цвета символизировала
страдание. Такого цвета была туника Геракла, которая, по преданию, была
пропитана отравленной кровью кентавра Несса. Туника, которую носили сенаторы,
отличалась от интимы широкой пурпурной полосой на груди и на спине, в то время
как у всадников она была украшена узкой полоской (augustusclavus). Поверх
нижней туники мужчины надевали верхнюю тяжелую одежду, называемую тога (toga),
которая стала национальной одеждой римлян. Это продолжение греческого гиматиона
церемониального характера, что придавало ей торжественность. Это уже не только
одежда, это символ зрелости (в торжественной обстановке молодой человек надевал
её в знак того, что получил права римского гражданина) и принадлежности к
римской империи. Рабы, иностранцы и изгнанники носить тогу не имели права. Тога
кроилась не в виде простого четырехугольника, а эллипсообразно. И по тому, как
она была задрапирована, судили о её владельце - об его культуре и образовании.
Хорошо задрапированная тога была выражением основных качеств её обладателя,
который, таким образом, оценивался посредством тоги. Способ ношения тоги был
таким же важным предметом обучения, как и риторика. Тога и туника дожили До
своего возрождения в более позднее время. Видоизмененная туника появляется в
готическое средневековье, а при итальянском Ренессансе тогу ученые носили в
виде плаща.
Знатные женщины надевали поверх туники интимы ещё столу
(stola), нечто вроде широкой юбки из тонкого полотна - подобие греческого
хитона. Свободные гражданки имели право носить паллу (palla), верхний плащ,
подобный мужской тоге. При больших торжествах паллу накидывали на голову, при
этом иногда её скрепляли фибулами, иногда подпоясывали поясом. Белье — в
современном смысле слова - носили в Риме только женщины. Это было нечто вроде
современного бюстгальтера, который назывался строфиум (strophium) или мамилларе
(mamillare).
Затем, в период империи, от повседневного ношения тоги
отказались. В более короткие плащи, которые были гораздо удобнее, прежде всего
стали одеваться низшие классы. Это были - паллиум (pallium), пенула (paenula),
лацерна (lacerna), напоминающие греческую хламиду. Позже их приняла и
аристократия.
На головах носили шляпы и шапки, подобные греческим. Шляпы
петасос (petatos), часто соломенные, носили мужчины и женщины, также как и
фригийский колпак анатолийского происхождения. Зимой же одевали галлоримский
куколь, называемый куку-лус (cuculus), который пережил и средневековую моду.
В период империи уделяли чрезмерное внимание уходу за
телом и внешним видом. Изысканные ткани, веера, зонтики, а также бритье и
всевозможные косметические средства, использовались ежедневно. О высоком уровне
тогдашнего парикмахерского искусства свидетельствуют сложные и замысловатые
женские прически, особенно в период империи. Изобретательность как бы не знала
предела. О прическах пишутся даже стихи и эпиграммы. Великолепные изделия из
драгоценных металлов, украшенные гравировкой и филигранью, отделанные жемчугом
и драгоценными камнями, соперничали с египетским ювелирным искусством, имеющим
свою тысячелетнюю традицию. Ожерелья, пояса, цепочки, браслеты и перстни носили
тогда и мужчины, и женщины.
В Греции и у бедных, и у богатых было принято ходить дома
босиком. В Риме же по обуви судили о принадлежности к тому или иному
общественному классу. Высшие слои общества, наряду с сандалиями - солеа
(soleae), носили кожаные ботинки, называемые калцеи (calcei), которые отличали
римского гражданина от раба. Калцеи - это высокие башмаки - сапоги, которые на
икрах завязываются кожаными ремешками. Эта обувь тоже имеет свои сословные
различия: знатные граждане носили кал-цеи из красной кожи с серебряными
украшениями, остальные - из черной и без украшений. Особую моду на обувь ввели
артисты: иногда они надевали так называемые соцци (socc/) — низкие, плоские
ботинки, вроде тапочек, иногда же - котурны (cothurne) - ботинки на высокой
деревянной подошве, с помощью которых артисты, особенно в трагедиях, оптически
стремились казаться выше и тем самым символизировать неземные существа. В
истории моды котурны многократно повторялись: в период Возрождения, например,
они стали характерной чертой куртизанок.
Типичной была и обувь римских воинов — так называемые
калиге (caligae), подошва которых была закреплена гвоздями. Сам ботинок был
сделан из ремешков, как сандалии, и шнуровался высоко над щиколоткой.
Прическа у мужчин чрезвычайно проста — долго, вплоть до
империи, носят прическу из коротких, гладких волос, а усы и бороду бреют; часто
бреют и голову. Только по примеру некоторых императоров, которые оставляли
бороду и усы, эта мода стала постепенно распространяться и в более широких
кругах. Женщины проявляли большую требовательность к прическам. Волосы у них
были гладко причесаны и сзади закреплены застежкой или заплетены в косы,
которые укладывались вокруг головы. Прически умеренно украшались
драгоценностями. Типичными являются мелкие кудряшки вокруг лба. В период
империи была в моде крутая завивка с начесыванием волос. Прически были как из
своих волос, так и из париков. Особенно модными были парики из белокурых волос,
с которыми римлянки познакомились у германских женщин. Только под влиянием
христианства прически опять вернулись к простоте и естественности.