Появление «варварских» племен на исторической арене, с
точки зрения исторического развития, было явлением прогрессивным, но, с точки
зрения тогдашней моды, влияние «варваров» на костюм той эпохи подвергалось
высмеиванию и осуждению. Так, например, П. Корнелий Тацит в 98 году н. э.
говорит о костюме германцев с большим презрением: «Обычной народной одеждой
является плащ, скрепленный застежкой или просто булавкой, в котором германцы
проводят целые дни у костров. Только самые богатые, которые хотят отличиться от
остальных, носят также и нижнюю одежду, которая однако не так свободна и
широка, как у сарматов или парфян, а плотно прилегает к телу, так что под ней
ясно вырисовывается фигура. Они носят и звериные шкуры, племена на Рейне и
Дунае - без выбора, а племена, живущие внутри континента, весьма тщательно
отбирают кожу... Женщины закутываются в льняные покрывала с пурпурово красной
отделкой, верхняя часть которых однако рукавов не образует. Поэтому плечо,
предплечье и верхняя часть груди открыты... Во всех домах дети растут
заброшенными, их тела едва прикрыты». Кочевой образ жизни, который принесли с
собой вандалы, готы, саксы, викинги и др., вторгшиеся на своих быстрых конях в
Европу и разметавшие в разные стороны её население, более суровый климат и
практическая потребность в одежде наездника - вот те важнейшие элементы,
которые повлияли на формирование одежды того времени. Эти элементы являются
более важными, нежели этническая принадлежность - отмечали римские писатели
того времени. Мужчины носили штаны, которые так презирали римляне. В дополнение
к ним надевалась туника, продолжающая античный покрой. «Обрюченный народ» - по
словам М. Т. Цицерона - был народ варварский. Однако этот «варварский» модный
элемент, с точки зрения развития моды, знаменовал собой появление весьма
плодотворной новинки. Ведь именно с этого момента европейская одежда стала
делиться на мужскую и женскую. Штаны, эту «варварскую» одежду, в конце концов
переняли и римляне.
В V и VI веках писатели Сидоний Аполлинарий и Агафий
говорят уже конкретно о коротких либо длинных штанах разных цветов. Одежда
варваров им казалась весьма целесообразной. Штаны дополнила короткая туника.
Все эти элементы вошли затем в одежду последующих столетий и стали основой как
для среднеевропейского костюма, так и для восточного.
Эпоха переселения народов характеризуется как эпоха
беспорядков и неразберихи, длящихся несколько столетий; эта эпоха не создала
единого стиля ни в искусстве, ни в одежде. Скорее всего её можно
характеризовать как «конфликт» нескольких стилевых течений, которые взаимно
влияли, переплетались друг с другом. Дополнения к одежде этого периода
сохранились только в виде мелких художественных изделий, которые служили
украшением одежды, как гражданской, так и военной. Это, главным образом,
драгоценности, свидетельствующие о том, что и в те времена понимали, что такое
красивая одежда и украшения, любили ювелирные изделия и сложные орнаменты.
Фибулы, запонки, пряжки и драгоценности в виде кругов или
стилизованных голов животных, безусловно, являются наиболее выразительным
свидетельством культуры той эпохи. Они были прекрасно технически обработаны, т.
к. являли собой продолжение позднеантичного искусства гравировки, гранения и
обработки драгоценных камней. Эта эпоха обогатила ювелирное искусство новой
техникой стеклянной инкрустации (эмаль) и использовала все виды ювелирной
техники одновременно. Наряду с этими роскошными драгоценностями, которые были
найдены, в основном, в ломбардских гробницах, всю Европу в то время охватила
мода и на более простые бронзовые украшения со сложно переплетенным орнаментом,
которые можно рассматривать как продолжение культуры бронзового века. Эти
мелкие предметы, вероятно, ежедневного пользования, являются как бы народным
искусством эпохи переселения народов, и их можно считать посредником между
античным искусством и искусством германцев, а также одним из источников
европейского романского искусства.