В Центральной Европе в XVI веке мода развивается совсем в
иных условиях, нежели в Италии, и, кроме того, в каждой стране - по-своему.
Существует анекдот того времени о ренессансном художнике, который написал
портрет итальянца в одежде, сшитой по итальянской моде, испанца - в платье,
которое носили при габсбургском дворе, и немца, одетого по немецкой моде. Когда
же он получил заказ написать портрет француза, то решил изобразить его нагим,
т. к. боялся, что у него будет совсем другой костюм, который в скором времени
выйдет из моды и портрет устареет. Поэтому он нарисовал его с куском материи и
двумя парами ножниц. По всей вероятности, ножницы символизировали фасон платьев
того времени, а т. к. в XVI веке всю Европу охватила мода «разрезных платьев»,
то, возможно, эти ножницы содержали намек именно на присущее тому периоду
украшение костюма «разрезами». Для изготовления одежды тогда использовали два
вида материи. Более жесткие ткани -для верхнего платья, которые придавали
костюму основной фасон и силуэт, а шелковые ткани контрастного цвета — для
нижнего, которое было видно через различные прорезы и разрезы верхней одежды.
Первоначальные ренессансные разрезы на рукавах постепенно распространились на
все платье, что особенно широко использовалось в мужской моде Германии и
Швейцарии, которые в то время играли первенствующую роль в моде. Разрезы
появились на всей поверхности верхней куртки, на штанах, плаще и даже — на
перчатках и башмаках. В соответствующей литературе того времени это
проникновение в моду двух поверхностей сравнивалось с орнаментом того периода,
когда он также решался в двух плоскостях и достигал, например, в резьбе,
подобных же эффектов. Разрезы придавали силуэту мужского костюма новую форму.
Этот силуэт стал более объемным и грубым, основной частью костюма стала его
верхняя часть - туловище. Этот новый контур мужской фигуры появился прежде
всего за счет короткого плаща, который в Германии назывался шаубе (Schaube), в
Чехии шуба (suba), и развился из итальянского тапперта (tappert). В Италии
плащи подобного рода, называемые также джубба (giub-ba), появились в конце XIV
века. Часто их шили из парчовых тканей, зачастую — подпоясывали. По сравнению с
некрасивыми чешскими шубами, которые имели целевое назначение и использовались
только для тепла, итальянские плащи были весьма элегантны.
В Чехии слово «шуба» появляется, главным образом, в
инвентарных книгах гуситской эпохи и с тех пор не сходит со страниц чешских
источников и чем дальше, тем чаще встречается. В конце XV и в XVI веке шуба
шьется, как в Италии, из парчи, она сильно расклешена и подшита вместо меха
дорогой тканью. Но уже во второй половине XVI века шуба в Чехии уже не модна,
она предписывалась лишь тем, кто предстает перед судом (в
Дорогой в целом костюм эпохи Реформации дополнялся самыми
разнообразными беретами, которые очень часто украшались перьями. Они высоко
ценились между дворянством. Мода на эти головные уборы весьма широко распространилась.
В 1548 году из-за такого взятого взаймы берета с перьями судился Ян Младший из
Вальдштейна с дворянской семьей из Бибрштейна. Чешский блюститель нравов Шимон
Ломницкий из Будче весьма резко критиковал эту моду, называемую «иностранный
наряд с перьями», и особенно - среди сословия ремесленников и подмастерьев.
В женском наряде господствуют те же тенденции, что и в
мужской моде, однако здесь они приобретают иные гротескные стороны.
Первоначально функционально разрезанный рукав женского платья превращается в
какое-то искусственное образование в виде кегли и является самой броской частью
одежды. Лиф богато украшен вышивкой, цепями, драгоценностями, очень часто —
жестким золотым воротничком, как бы «ошейником», называемым «саксонский
воротник», а также просвечивающим нижним бельем. Вероятно, лучше всех стиль
женского платья того времени смог передать в своих картинах немецкий художник
Лукас Кранах. Европейская мода того времени содержит в себе гораздо больше
средневековых элементов, нежели итальянская. Они проявляются, прежде всего, в
пестроте и эксцентричности деталей, стилизации платья и начинающейся его
деформации, что затем в полной мере и пышным цветом расцветет в испанской моде.
Прически, богато украшенные косами, также способствуют этой стилизации одежды.
Мода на косы появляется в первой четверти века, особенно в Германии, где
когда-то тоненькие косички готического периода теперь сменились толстыми и
длинными косами. Готическое закутывание головы покрывалами сменилось тонкими
сеточками, которые украшали прически дам высших слоев общества. В XVI веке в
Чехии их изготовляли из золота, серебра и заменителей. Они относились к таким
дорогим дополнениям одежды, что это могли себе позволить только состоятельные
люди.
Блюстители нравов теперь до некоторой степени успокоились
и с ужасом вспоминали моду остроносых башмаков, коротких и узких мужских
костюмов, остроконечных капюшонов. Они были довольны тем, что женщины
освободились от различных покрывал, увеличивавших головы, а также от дорогих
мехов, что в целом костюм стал меньше. Главное их удовлетворяло искусное
покрытие головы тонкой белой накидкой, в которых женщины выглядели как
монахини, и не снимали их даже дома. Дома женщины снимали «ходячую юбку» -
плащ, под которым носили платье, разделенное на юбку и лиф.
Через лиф была видна белая вставка нижней рубашки
называемая «прению». Конечно, этих рубашек в чешских домашних хозяйствах того
времени было крайне мало. Так, например, пражская мещанка Марта Гескова в
наследство получила всего одну рубашку (
О более чем скромной пражской моде того времени до
некоторой степени свидетельствуют сообщения и впечатления иностранцев. По их
мнению, она была необычайно проста и даже больше того — бедна. Именно в этом
смысле говорит о ней еще в XV веке Эней Сильвий. Так же эту моду описывает в
XVI веке Жост Амман и итальянец Чезаре Вечелльо, являющийся автором первых
записей об одежде. Он так характеризует чешскую женщину из народа конца XVI
века: «Она одевается в суконную грубую одежду, которая кое-где украшена
шелковой тесьмой. Сверху одевает короткий меховой плащ и платок. Нижняя одежда
шерстяная с присборенной юбкой. Она не носит башмаков, а только обувь из дерева
или сапоги. На голове у нее обычная грубая шерстяная шляпа, одетая поверх белого
шарфа, которым замотана вся голова и открыто только лицо». Когда изображали
чешскую женщину, то к этой шляпе добавляли еще большую пуговицу, которая может
быть и была вымышленной, но именно она-так как была чем-то необычным — стала
типичным признаком чешской моды в издаваемых в то время руководствах об одежде.