Новым техническим изобретениям и размаху торгового
предпринимательства того времени прежняя мода, обращенная в прошлое, уже не
соответствовала. И уже около 1813 года наблюдаются признаки отступления от этой
моды. В это время умирает основательница и представительница моды последней
четверти XVIII века Роз Бертэн. Её смерть была символична в том смысле, что
совпала с изменениями основных частей мужской и женской одежды. Так,
кашемировая шаль, прежде прямоугольной формы, сменяется четырехугольной
турецкой шалью. А с 1815 года изменяется и шмиз —теперь он «обрастает» разными
воротничками, рюшками, воланами и ленточками эн дан де лю (en dent deloup).
Меняется и прическа: волосы теперь разделены пробором и гладко положены по
бокам. Итак, с падением Наполеона в 1815 году в моде кончается целая эпоха. В
это время она прощается и с белым цветом - до этого времени самым излюбленным в
великосветском обществе: как бальные платья, так и дорожные туалеты были белого
цвета. Теперь для торжественных случаев он становится совершенно неподходящим.
Мадам де Шателле в романе Стендаля «Люсьен Левей» говорит: «Что значит это
белое платье? Неужели в таком виде мы покажемся на таком торжестве?» Простые
белые платья стали редкостью. Теперь они - либо признак излишней скромности, либо
чрезмерного целомудрия; они стали признаком бедности и «подходили» только для
барышень из обедневших дворянских родов, которым не хватало доходов для того,
чтобы идти в ногу с современной модой. Это период Реставрации. Но разлука с
античностью еще не наступила. Когда Стендаль описывает любовь Люсьена Левена к
мадам де Шателле, то он еще продолжает использовать античные образы: «Она
прекрасна, как самая прекрасная античная камея». Но для точного описания волос
героини ему уже недостаточно ни античных образов, ни Ренессанса, и автор
привлекает на помощь природу: «Это не золотистые волосы, не волосы цвета
красного дерева, которыми наделены самые красивые женщины Рафаэля и Карло
Дольчи. Название, которое я им дам, может быть, и не очень поэтично, но
правильно — по окраске эти шелковистые блестящие волосы напоминают лесной
орех». В это время снова в моде все естественное, натуральное. Поэтому
персонажи, напоминающие «богинь разума» ЭО-х годов XVIII века, производили
несколько смешное впечатление, когда «в интерес ных местах своего повествования
они наклоняли голову... если речь шла о ценности и «происхождении» тканей, из
которых были сшиты их платья» (опять Стендаль). Общий стиль моды, как
революционного периода, так и империи, главным образом, был почти строгим. Мода
Реставрации от античности уже отошла и стала ориентироваться на моду рококо,
которая теперь казалась и галантной, и прелестной. Период Реставрации является
первой попыткой введения в моду сентиментального направления.
Мужская мода также уже находилась под влиянием Французской революции, но только принимала эти перемены нерешительно и медленно. Но, безусловно, это был рубеж, когда мужской костюм начинает оформляться в его современную форму, а это означает, что он переходит от многочисленных деталей и модной эксцентричности к простоте и единообразию, а линии и отдельные части одежды уже не подлежат быстрым переменам. Мужская мода окончательно освобождается от влияния придворного церемониала, совсем исчезает парик и напудривание волос, а также треугольная шляпа, кружевное жабо и манжеты. Панталоны до колен - кюлот (culotte) — используются только в качестве придворной одежды, обычно же носят длинные панталоны. Универсальной одеждой становится фрак, который носят во всех случаях. Необходимой составной частью нового костюма становится цилиндр. Исчезают броские и роскошные материалы, какими в прошлом были, например, бархат и узорчатые шелковые ткани. Мужская одежда шьется теперь из простых шерстяных материалов. Основное внимание теперь уделяется совершенству покроя и обработке костюма. И стечением времени окончательно взял верх идеал неброской элегантности, полная противоположность существующей до сих пор яркости и модной эксцентричности. Однако, это не означает, что мужской костюм совсем отказался от красок; наряду с черным цветом очень популярными были коричневый, синий, зеленый и серый цвета. Единственным украшением одежды остается игла в галстуке и карманные часы с цепочкой. Создается тип скромно, но идеально одетого мужчины — дэнди, образцом которого был Джордж Брайан Бруммел. Колыбелью дэндизма, который быстро распространился по всей Европе, была Англия. Среди его представителей можно назвать и всемирно известных деятелей культуры - Байрона, Бальзака, Бодлера.
Одежда дэнди, несмотря на внешнюю простоту и неброскость,
была очень дорога. Покрой их одежды, где мог быть использован и корсет, должен
был быть совершенным. Поэтому стало модным иметь «своего» портного и шить у
него. В каждом центре моды было несколько таких портных-поставщиков которые
способны были выполнить заказы своих требовательных заказчиков. Одновременно с
упрощением общего вида костюма возрастает роль галстука, который становится
единственным наиболее броским украшением одежды. Но мало кто по-настоящему
владел искусством завязывания галстука и, может быть, только сам основатель
дэндизма умел это делать наиболее неотразимым и неподражаемым образом.
Элегантный мужчина должен был ежедневно несколько раз
переодеваться, его рубашка всегда должна была быть белоснежной. В одном частном
письме, относящемся к тому времени, князь Германн Пюклер-Мускау пишет о том,
что элегантному мужчине еженедельно требуется двадцать рубашек, двадцать четыре
носовых платка, десять видов брюк, тридцать шейных платков, дюжина жилетов и носков.
В женской одежде продолжается отход от античности, которая
была решающим направлением в эпоху ампира. Опять становится модной верхняя
одежда - пальто, только теперь уже в виде пальтообразного платья или все еще
любимого редингота. Носят и каррик и ещё как новинку — меховое пальто.