Банделье (Bandeliert — широкая полоска материи,
прикрепленная к оружию, на которой в XV и XVI столетиях носились пороховница,
гильзы и т. д. В XVII веке это модный аксессуар кавалера, носящего шпагу.
Дупсинг (Dupsing, Dupfing, Tensink) -тип кушака для ношения
меча в XIII веке, который повязывается низко поверх воинского плаща или
кольчуги. Во второй половине XIV века этот широкий пояс пышно декорируется
золотом и надевается на пальто облегающее все тело и часть бедер. К этому поясу
может прикрепляться орудие труда, оружие, нож, сумка, а также бубенчики.
Позднее он уже не является отдельной частью одежды, а как позумент нашивается
прямо на вамс.
Пояса — важная модная деталь как в мужской, так и в
женской одежде, помещаемая на талии. Часто он разделяет различные части одежды
и, являясь элементом декора, он одновременно облегчает нагрузку приходящуюся на
плечи, неся часть веса костюма. Пояса были известны уже в бронзовом веке. На
Крите, в Древней Греции и Риме подпоясывание было обычным и важным модным элементом.
Только танцовщицы и гетеры не обязаны были подпоясывать хитон. В средневековье
пояс был также часто символом чести и целомудрия, так что во многих городах
женщины сомнительного поведения вообще не имели права носить пояс. В расцвет
средневековья на поясе прикреплялись мешочек, кисет, омоньер (aumoniere)
предшественник будущей сумочки на ремне, используемый для различных целей (см.
Модные аксессуары). Значение пояса еще более возросло с приходом готической и
особенно бургундской моды, делающих акцент на стройность. В это время тоже на
поясе носятся колокольчики, а в XVI и XVII веках к нему прикрепляются украшения
и зеркальце.
В XVII и XVIII веках пояс используется только в
исключительных случаях, модный силуэт уже в нем не нуждается. Только в эпоху
Директории и ампир его снова используют чаще. Согласно описанию в источниках
того времени это были или длинные пояса, которые просто завязываясь спереди или
на боку, или короткие полоски бархата, шелка с турецким узором или пояса,
связанные крючком, скрепляемые металлической пряжкой.
Современная мода вернулась к поясу в период кануна первой
мировой войны. С этого времени он используется в дамской моде в самых различных
вариантах. В мужской одежде он является типичным элементом спортивной одежды.
Перевязь - полоска дорогой материи, чаще всего шелковой,
свободно перекинутая через одежду. Она, собственно говоря, явилась
предшественницей униформ; еще во время Тридцатилетней войны одежда солдат была
разнородной, и единственным опознавательным знаком отдельных армий были
перевязи. Эта перевязь сначала носилась свободно через одно плечо, наискось
перекинутая на противоположный бок и связанная на боку или на спине со свободно
спускающимися концами. Затем в моду вошел новый обычай: повязывать перевязь вокруг
корпуса, а на боках завязывать ее бантом. Во время битвы при Лютцене (
В моде Людовика XIV носилась вкосую сплетенная перевязь
поверх камзола. В XVII веке в моде были халаты, свободно подхваченные
перевязью. Предшественником перевязи является Hornfessel, декоративный ремешек,
который надевался через левое плечо в XIV и XV веках для ношения охотничего
рога. С конца XVIII века и в дамской моде появляются широкие пояса со свисающими
концами, которые тоже называют перевязями.