Модные аксессуары - это бесчисленные модные мелочи,
которые, однако, точно так же как силуэт и цвет характеризуют стиль одежды
данной эпохи. Оглядываясь на историю моды, видим, что многие предметы,
являющиеся теперь для нас само собой разумеющимися с практической точки зрения,
когда-то были обязательными и дорогостоящими аксессуарами, без которых нельзя
было появиться. Историю аксессуаров невозможно полностью изложить, потому что
их существует слишком много. Каждая эпоха создавала собственные «игрушки». С XII
по XVII век, например, ручное зеркало и зеркало для сумки являлось обязательной
принадлежностью дамы; его носили на шее, на золотых цепочках или у пояса,
вставляли в веер, вправляли в рамку из черепахи, слоновой кости, позолоченного
серебра, с миниатюрами и гравировкой. Только с изобретением способа получения
зеркального стекла, когда появилось большое количество больших стенных зеркал,
маленькие зеркала в некоторой степени вышли из моды. Сюда же относятся флаконы,
сосуды для духов и нюхательной соли, зубочистки, часы, ситечки, которые в то
время дополняли картину моды.
Антука (ел tout cas) - название солнечного зонтика около
1870 года, который также использовался и во время дождя.
Блошиный мех — использовался в XVI веке, и его можно
видеть на портретах того времени. Чучела соболей, куниц, хорьков и ласок должны
были притягивать назойливых насекомых. Их носили на золотых цепочках, а также
держали в руке. Блошиный мех богато украшался. Герцогиня феррарская получила в
подарок от своего мужа соболя с золотой головой, украшенного 12 рубинами, 2
алмазами, 3 изумрудами и 4 жемчужинами.
Боа — длинный узкий шарф из меха или страусовых перьев.
Был особенно моден в эпоху расцвета романтизма и на рубеже столетий. Название
получил от королевских удавов — boa constrictor.
Бомбилатка -украшения на чепцах из стекла, олова, латуни,
стеклянных шариков, цепочек и под. Бранденбургс (Brandenbourgs) — двойные
пуговицы, которые застегивались на шнурки или позумент. Они были страстью
герцога Бранденбургского (XVII век), в честь которого и были названы. Особое
распространение получили позднее в эпоху барокко как типичное украшение
камзола. В эпоху бидермейер женщины с удовольствием их носили на жакетиках,
мантильях и т. д. В современную эпоху пуговицы этого вида используются на мужских
домашних пиджаках и халатах.
Бретель (bretelle) - украшения из лент или тесьмы, которые
были модны в мужской одежде в XVIII веке, когда к брюкам носили короткие
жилеты.
Бурс (bourse) - французское название кошелька или сумочки
для туалетных принадлежностей. Так назывался также мешочек для волос около 1730
года.
Веер — приспособление для овевания и охлаждения лица. На
Востоке он известен уже в глубокой древности. Здесь веера изготавливались из
пальмовых и лотосовых листьев, а позднее из павлиньих и страусовых перьев. В
Индии веер, как и солнечный зонт, был атрибутом королевского сана, в Японии -
символом военной власти. Веера были известны и античным народам. В Европе стали
обычным женским модным аксессуаром с конца XVI века. В это время в Европу с
Востока приходят складные веера, используемые до нашего времени. Барокко вводит
в моду разрисованные веера с зеркальцем посредине, обрамленные страусовыми или
павлиньми перьями. В правление Людовиков XV и XVI во Франции производились
великолепные веера из кожи, шелка, пергамента, украшенные слоновой костью,
черепахой и перламутром, инкрустированные золотом и серебром. При версальском
дворе они играли большую роль и в дворцовом церемониале; дамы могли их открыть
только в присутствии королевы. Со времени рококо веера проникли в моду горожан.
Как аксессуар бального туалета он удержались в Европе до сих пор, однако, не
имеют такого значения, как на Востоке, где до сих появляются принадлежностью
костюма для торжественных случаев.
Вентарола - итальянский веер XVI века. Предмет роскоши,
который был принадлежностью туалета невесты.
Искусственные цветы - были известны еще египтянкам в
Карман - в нашем понимании вошел в мужскую моду только в
последней трети XVII века. Впервые карманы были сделаны на известном камзоле
эпохи Людовика XIV. Только позднее стали пришивать карманы к жилетам, а затем и
к брюкам. С этого времени мужская одежда без них немыслима.
Лорнет - аристократический вариант очков с ручкой.
Использовался с XVIII века и носился прикрепленным к цепочке. Искусство
обращения с лорнетом в эпоху рококо стало рафинированной светской игрой. Лорнет
и далее оставался привилегией аристократок высшего общества.
Маска. В XVI веке из Франции распространилась дамская мода
на полумаски из бархата или тафты, которые одевали преимущественно во время
путешествий и прогулок. Маска предназначалась для защиты от пыли и ненастной
погоды, но одновременно также служила для кокетства во время любовных
приключений. Маску запрещалось носить в присутствии государя. Наибольшее
распространение она получила в Англии и Голландии. С XIII века она становится
уже только неотъемлемым атрибутом карнавалов.
Мешочек для денег (Geldkatze) - двойной мешочек, вязаный
или густо плетеный, с разрезом с одной стороны. В эпоху бидермейер его
использовали для денег мужчины. Крестьяне прикрепляли его к поясу.
Монокль — стекло на один глаз — пользовалось популярностью
среди дипломатов и офицеров. Его иногда вешали на шнурок, вправляли в золотую
оправу или носили без оправы. Он всегда считался предметом роскоши; последний
раз появился после первой мировой войны, в настоящее время монокль полностью
исчез.
Муфта. Прообразом муфты было воронкообразное удлинение
узких рукавов, которые носили как мужчины, так и женщины во время холодной
погоды при бургундском дворе. Меховая муфта цилиндрической формы как
самостоятельная модная деталь появляется впервые в Венеции (в «Книге
национальных костюмов» Вечелли от 1599 года есть портрет венецианской матроны с
муфтой). Из Италии муфта распространилась и в другие европейские страны, в XVII
и XVIII веках она была принадлежностью как венского, так и мужского гардероба и
считалась привилегий высших слоев; подданым ее носить запрещалось. Женщины
носили муфты не только на улице, но и дома и в обществе. После французской
революции мужчины полностью отказались от муфты, в женской моде этот аксессуар
время от времени вновь появляется в моде, изменяя при этом форму, величину и
материал. XX век вводит так наз. Таschenmuff— муфту, которая одновременно
является и сумкой.
Мушки - женские украшения, типичные для моды рококо. Они
имели различную форму: кружков, четырехугольников, карточных мастей, а также
цветков и зверушек. Эти самые маленькие модные украшения появились как раз в
эпоху самых объемистых туалетов. Мушки «садятся» безошибочно на те места, где
контрастируют с чистым лбом, безупречно гладкой кожей, стройной шеей или
алебастровым декольте. Каждая такая мушка привлекает взгляд на мгновение и
подчеркивает соблазнительность своего окружения.
Носовой платок - как гигиеническое средство появляется
гораздо позднее, чем как модный аксессуар. Уже в эпоху Ренессанса в Италии дамы
начали носить элегантные кружевные платочки (см. фаццо-летто). Для практических
целей платок начинает в значительной мере использоваться только в XIX веке.
Моду на носовые платки в XVII веке подтверждают многочисленные указы,
запрещающие использовать их в качестве предмета роскоши.
Омоньер (aumoniere) - кожаный мешочек для мелких денег,
прикрепленный к поясу. Носили его в XIV и XV веках как мужчины, так и женщины,
он являлся принадлежностью придворного туалета при бургундском дворе.
Очки— появились в Европе около 1300 года. Однако, они были
известны в Восточной Азии намного раньше. Имея чисто практическое значение, они
очень быстро начинают использоваться как модное украшение и, подчиняясь моде,
подвергаются различным изменениям: в форме стекол, материалов, форме и цвете
оправы. В прошлом в некоторые периоды очки являлись чисто атрибутом моды
(например, популярность больших ярких очков у мужчин в XVII веке). С XVIII века
в аристократическом обществе носили лорнеты, дипломаты же и офицеры
предпочитали монокль. В середине XIX века появляется пенснэ, после первой
мировой войны, однако, оно полностью исчезает. С распространением спорта в XX
веке в моду входят солнцезащитные очки, которые в новейшее время становятся
непременным аксессуаром летней одежды элегантной женщины.
Пенснэ — появилось в середине XIX века, очень быстро
распространилось, потому что было менее заметным, чем очки. В настоящее время
почти полностью вышло из употребления.
Перчатки — как украшение и защита рук были известны уже в
древнее время. Были найдены в египетских пирамидах эпохи XXI династии.
Первоначально перчатки делались в виде мешков, без отверстий для пальцев,
только позднее возникло нечто вроде варежки. Однако, издревле известны и
перчатки с пальцами: египтянки и римлянки защищали ими руки во время работы и
еды. В средние века носили перчатки (Fausihandschuhe) без пальцев, наподобие
современных рукавиц. Кожаные рукавицы на суконной подкладке, или рукавицы из
железных колец были частью охотничьго или воинского снаряжения. Перчатки
королей и высшего духовенства были богато украшены золотом, серебром и
драгоценными камнями.
В средние века перчатка часто имела символическое
значение: ее получали рыцари при посвящении в звание, епископы при введении в
сан, представители городского сословия в знак различных привилегий. Брошенная
перчатка означала вызов к бою. Богато украшенные перчатки из красного сукна
относились к инсигниям Священной римской империи. В средние века, начиная с XI
века, женщины носили перчатки из белого полотна длиной до локтя в качестве
украшения. Шелковые и кожаные перчатки, украшенные вышивкой и драгоценными
камнями, распространились в средевековье как предмет роскоши, аксессуар костюма
привилегированных сословий.
Куйоны (в переводе с чеш. яз. — плуты) - так назывались
перчатки из собачьей кожи в XVI столетии. В XVI веке в Италии и Испании начали
носить надушенные перчатки. Вместе с появлением вязаных чулок в XVI веке
приходит мода и на вязаные перчатки, однако кожаные попрежнему считаются более
элегантными. В XVII и XVIII веках как мужчины, так и женщины носили перчатки,
богато украшенные вышивкой. В мужском костюме стиля барокко и рококо кружевные
манжеты закрывали почти всю руку, для перчатки не оставалось много места; зато
дамские перчатки в это время становятся важным модным аксессуаром. В начале XIX
века появляются половинчатые дамские перчатки, которые, оставляют концы пальцев
незакрытыми. В XIX веке возвращается мода на мужские перчатки - уже без
украшений, подчеркивается скорее хороший покрой и качественный материал На
рубеже столетий в моду входят дамские нитяные перчатки с вытканным узором -
противовес модным ажурным чулкам. Вечерние перчатки были длинные - выше локтя и
без пальцев, дневные с пальцами К прежним кожаным и вязаным перчаткам позднее
присовокупляются более дешевые - трикотажные В современную эпоху перчатки из
самых различных материалов, самого различного цвета и длины являются
неотъемлемой принадлежностью мужской и женской одежды.
Плед - клетчатое покрывало для путешествий, а так же
клетчатая накидка, часть шотландского национального костюма.
Помпадур (pompadour) - дамская сумочка XVIII века в виде
мешочка из материи (обычно бархата) или кружева. Название получила по имени
мадам Пом падур (1721-1764 гг.), фаворитки Людовика XV Пти-пуа (petit-point] —
венская вечерняя сумка с характерным пестрым цветочным и фигурным узором,
вышитым по канве крестом.
Пуговица — служит для скрепления и застегивания одежды, а
также для ее украшения. Форма, величина, материал и место пуговиц на костюме в
значительной степени подвержено изменениям моды. Пуговицы были известны уже в
древнее время, но их значение, однако, возросло только в эпоху готики. Узкие
части средневековой одежды нельзя было одеть и раздеть без застегивания.
Предшественником пуговиц были шнурки. Как специальная деталь мужской одежды
пуговицы распространились в эпоху рококо. Около 1860 года модна была внутренняя
застежка, в особенности на верхней мужской одежде.
Редикюль — дамская сумочка в виде кисета XIX века Обычно
была вышита и вешалась на длинный шелковый шнур на руку.
Рика (пса) — четырехугольный платок, пурпурного или синего
цвета, который носили римские женщины во время торжественных случаев.
Солнечный зонтик - появился гораздо раньше, чем зонт от
дождя. Он был заимствован с Востока культурными народами древнего времени, у
которых он одновременно являлся символом общественного положения, и несли его
слуги. В форме балдахина его стала использовать и церковь. Первый солнечный
зонтик частного характера запечатлен на древней греческой вазе: он бросает тень
на богатую гречанку. Римляне тоже использовали подобное приспособление против
солнца и дождя. Античный зонтик от дождя имел форму плоского конуса, а ручка не
всегда была посредине. После длительного перерыва солнечный зонтик снова
появляется в Италии в XVI веке, сначала как большой складной зонт на несколько
персон. Мария Медичи ввела моду на солнечный зонтик во Франции у французских
зонтов была костяная ручка, и верх делался из вощеного полотна. Зонт от дождя
более широко использовался только уже в XVIII веке.
Небольшой солнечный зонтик, который появляется около 1815
года, называется по-немецки Knicker. Его ручка могла перегибаться так, что зонт
защищал и от косых солнечных лучей. С двадцатых годов нашего столетия под
влиянием спорта входит в моду загар, и зонт от солнца исчезает из гардероба
современной женщины.
Сумочка - небольшая дамская ручная сумка для мелких
предметов, собственно говоря, антипод мужских карманов. Постепенно стала
неотъемлемой принадлежностью дамского туалета. Изготавливается из самого
различного материала; форма и величина сумок часто меняется в соответствии с
приходом иной моды. В средние века мелкие предметы и деньги укладывали в
кармашки на поясе (Gurtettasche), или в кожаные мешочки, прикрепленные к поясу.
При бургундском дворе в XIV и XV веках мешочек для денег был принадлежностью
придворного туалета (см. омоньер). Мода поздней готики вводит даже целые
коллекции мешочков самой различной величины, которые носились у пояса и
звенели. Мешочки, прикрепленные к поясу, удержались и в одежде Ренессанса.
Начиная эпохой рококо вплоть до XIX века, женщины носили богато украшенные, вышитые,
вязаные или плетеные сумочки-кисеты (помпадур, редикюль). Во время Французской
революции в моде были сумочки на длинном шнурке. В эпоху бидермейер мешочки для
денег носили и мужчины (Geldkatze). Горожанки в эпоху бидермейер всегда имели
при себе декоративные мешочки для швейных принадлежностей и других мелочей,
форма мешочков а стиле рококо, ампир и бидермейер иногда является прообразом
современных дамских сумок. Жесткие сумки появляются относительно поздно -
только в начале XX века.
Таблье — первоначально кусок материи, собственно говоря,
большая салфетка, которой женщины прикрывали платья, когда шли к столу. Позднее
из нее возник декоративный платок как часть одежды, золотая или серебряная
сетка.
Трость - очень быстро перестала быть просто опорным
стержнем для ходоков или своего рода оружием, а превратилась в предмет
украшения модного характера и символ высшей воинской должности. Уже в конце
Фамфуице (чеш.) — большие пуговицы на одежде мясников.
Фаццолетто (fazzoletto) — элегантный, украшенный кружевом
носовой платочек, который был моден в Италии в XVI столетии. Оттуда он проник
во Францию, Германию и Чехию.
Филец (чеш.) - кожаный и окованый мешок для путешествий.
Цветы - относятся к самым древним модным украшениям и до
сих пор популярны у всех народов. Их прикрепляют к волосам, на шляпы, к
декольте или у пояса. В средние века девушки украшали волосы в торжественных
случаях венками из цветов. Венок из цветов на голове незамужней девушки был
символом целомудрия. В эпоху рококо и ампир живыми цветами вместе с лентами
украшали элегантные, прежде всего, бальные платья. Мужчины носили и иногда до
сих пор носят цветок в петлице (гардении к фраку).
Шаль - квадратная или прямоугольная полоска материи
восточного происхожденя, которая служит для защиты от холода предплечий и шеи.
В XV веке в Кашмире делались шали из тонкой шерсти
тибетских коз. Подлинные кашемировые шали распространились в Европе в эпоху
Директории. Они дополняли одежду, имитирующую античный образец - присборенную,
без рукавов и с глубоким декольте Дорогостоящие настоящие кашемировые шали
очень скоро начинают заменяться более дешевыми подделками. Мода на шали продержалась
всю эпоху бидермейер; особенно популярны они были в правление императрицы
Евгении, супруги Наполеона III (1826-1920 гг.).
Шнурки (Nestel, Schnur, Riemen, Bindenband) - служили для
скрепления двух частей одежды в эпохи, когда еще не существовали пуговицы. Но
они использовались и в дальнейшем; особенно модны они были в XVI веке.
Ландскнехты скрепляли ими вамс и панталоны. Позднее шнурки были снабжены на
концах металлическими остриями.
Шпильки — один из модных предметов, встречается уже на
самой ранней стадии бронзового века, тогда ими скреплялись одежды. Позднее
шпильки применяются для сохранения дамской прически и, наконец, как предмет
украшения или же как драгоценность в мужской и дамской моде. Первые
доисторические шпильки делались из обломков костей и рогов, иногда это была
просто колючка. Позднее шпильки уже изготавливались из бронзовой и железной
проволоки.