Стремление человека украшать себя появилось повидимому,
раньше, чем стремление одеваться, уже в самых древних археологических находках
встречаются предметы, служащие для украшения. На рисунках эпохи неолита
изображены обнаженные женщины с длинными висящими ожерельями и нагрудными
украшениями. Как одежда, так и украшения подвержены изменениям моды, меняются
также и материалы. Показное демонстрирование украшений также диктуется модой; в
эпоху Ренессанса и барокко не только женщины, но и мужчины соперничали в этом
друг перед другом.
Аграф (agrafe} - первоначально пряжка для скрепления
отдельных частей одежды, позднее так стали называться и другие украшения,
которые носились на одежде.
Бижутерия (из франц. bijou) — предметы украшения из менее
дорогих материалов, как напр., стекло, металл, камни, керамика, кожа и
пластмасса.
Браслет - тоже издревле являлся излюбленным украшением как
мужчин, так и женщин. Его носили или на запястье или выше локтя. У германских
воинов он был символом доблести и одновременно защитным средством в бою. С XII
века браслет становится исключительно женским украшением.
Брелок — небольшое украшение из металла, фарфора, слоновой
кости и под., которое вешалось на цепочку мужских часов. Брелки были в большой
моде в XVIII столетии и в период с 1850 по 1900 год. В эпоху рококо
позвякивание брелка у кавалера считалось признаком элегантности.
Брошь - украшение для дамских платьев или блузок, обычно
прикрепляется у декольте. Особенно модны были броши в XIX веке, в эпоху
бидермейер популярностью пользовались броши с полудрагоценными камнями, при
Наполеоне III (1852-1870 гг.) - золотые с эмалью, стиль модерн ввел в моду
пышные, декоративные образцы.
Венец - девичье головное украшение с XIV века, а также
символ целомудрия. Венцы делались просто из живых, бумажных или восковых
цветов, литые и резные, а также из жемчуга и драгоценных камней. Жемчужные
венцы обычно были двойные, на нижнем ободке висели золотые подвески.
Галже (чеш.) - средневековое название цепи, которая
носилась на шее.
Гема - полудрагоценный или драгоценный камень, на котором
гравировался рельефный или углубленный орнамент или изображение с фигурами.
Гранаты — минералы кристаллических сланцев и вулканических
пород, считающиеся драгоценными камнями. Особенно ценится огненно красный
чешский гранат (пироп). Гранаты вставляются в браслеты, перстни, серьги,
ожерелье и броши. Очень модны были в эпоху ампир и бидермейер.
Диадема - полоска материи или металла, которая носилась на
голове или лбу как мужчинами, так и женщинами уже в древности на Востоке. Она
служила символом владык; в Византийской империи с ее культом роскоши диадема
украшается все более пышно. При Юстиниане она получает вид короны.
Драгоценные камни — это редкие минералы, отличающиеся
твердостью, блеском, цветом и прозрачностью. В настоящее время некоторые
драгоценные камни производятся искусственно. При оценке достоинства драгоценных
камней издревле значительную роль играла мода. В средние века и в эпоху Ренессанса
особенно популярны были рубин, сапфир, изумруд и хризолит; со времен Людовика
XIV (1638-1715 гг.) - алмаз, который является самым дорогим камнем. Он
встречается во всех цветах, наиболее ценится — красный. Драгоценные камни
долгое время использовались в своей натуральной форме, в новое время они
облагораживаются с помощью шлифовки.
Жемчуг - белые непрозрачные зернышки с радужным блеском.
Находят внутри некоторых раковин, а именно, жемчужниц. Некоторые жемчужины
имеют налет синего, розового, желтого оттенка, а иногда бывают почти черные. В
Европе предпочтение отдается белому жемчугу, на Востоке-желтоватому. Их
ценность очень колеблется, она зависит от формы, цвета, блеска и величины
жемчужин. В Риме платили за жемчуг огромные суммы, и он использовался не только
для ювелирных украшений, но им вышивались одежда, обувь и т. д. Эпоха
Ренессанса заимствовала моду на жемчуг из античности. На Востоке ему даже
приписывалась особая сила.
Камея — это тема с выпуклым рельефом, сделанная из
различных слоев полудрагоценного или драгоценного камня. Самые темные слои
используются как фон, а более светлые как цвет рельефа.
Клипсы — украшение на уши. В XX веке, благодаря своей
простой застежке, стали более популярными, чем серьги.
Коралл — морской полип, коралл красный (corralium rubrum),
живущий обычно большими колониями в теплых морях. Он выделяет известковую
массу, окрашенную в красный, розовый или оранжевый цвет. Коралловые колонии
ломают, членят и шлифуют. Римляне и галлы использовали кораллы для декоративных
целей. В средние века коралловое ожерелье считалось средством защиты от
заразных болезней, в это время из него делали, прежде всего, четки. Самые
искусные изделия из коралла в XX веке производятся в Италии и Японии.
Кордельер (cordeliere) - длинная цепь, по большей части
золотая, которая свисала с пояса. Украшение XVI столетия.
Медальон - небольшое овальное украшение, подвешенное на
ленте или цепочке, чаще всего из золота или серебра. В медальоны вкладывались
фотографии, волосы близких людей и т. д. Особенно были распространены в эпоху
романтизма.
Ожерелье — относится, как следует из находок, к самым
древним и к самым излюбленным украшениям. Ожерелья делали из самых различных
материалов: металла, ракушек, зубов, жемчужин и т. л Самые дорогие ожерелья
делаются из дорогих металлов с инкрустацией из драгоценных камней (бриллиантов,
гранатов и под.). Популярность материалов диктуется модой. Египтяне носили
золотые амулеты со «святым» жуком скарабеем; в Рище были модны ожерелья с
миниатюрными выгравированными рельефами; более примитивные галлы делали
ожерелья из ракушек и камней. Готика ввела моду на ожерелья из цветов, а
Ренессанс - из жемчуга.
Патержичек (чеш.) - декоративные четки на ленте часто
украшенные драгоценными камнями. Носили их женщины в XIV веке.
Пекторал - 1) пышно декорированная нагрудная пряжка плаща,
позднее вообще дорогое украшение, которое носилось на груди, отсюда и название
pectoralis- грудной (лат.). 2) В средние века - также декоративная деталь
конской сбруи. 3) С XIII века золотой или серебряный наперсный крест
католического высшего духовенства со святыми мощами.
Серьги — украшение, подвешенное в проколотые ушные мочки.
Чаще всего серьги делаются из золота, серебра и др. металлов, а также кости и
ценных пород дерева.
Первоначально они были преимущественно мужским украшением,
которые позже сохранились только у пиратов и моряков. Позднее серьги стали
важным элементом дамской моды. Фибула (из лат.) - один из самых древних
предметов украшения, декоративная булавка самых различных видов, служащая для
скрепления одежды. Использовалась, в первую очередь, греками и римлянами. Цепь
— излюбленное мужское украшение в XVI веке. На тяжелые массивные цепи часто
вешались ордена. Часы. Запись о Петре Генлейне, который изготовил маленькие
часики, относится к 1511 году; она гласит: «Из железа он делает маленькие часы
с многими колесиками, которые можно заводить, ходят они сорок часов и бьют; их
можно носить на груди или в сумке». В XVI веке часы носили большей частью на
цепи, повешенной на шею, и зачастую они были очень дорогими. Мода сразу же
начала предъявлять им свои требования, делая акцент на как можно меньшие
размеры. Действительно плоскими стали часы начиная только с XVIII века. С этого
времени их уже не носят напоказ, а прячут в сумку. В настоящее время обычным типом
часов являются часы с браслетом, хотя иногда еще встречаются часы, которые
носятся на шейной цепочке и являются одновременно украшением.
Шателэн {франц. Chatelaine) — 1} короткая широкая цепочка
к часам, которая носилась к фраку. 2) В XIII-XVI веках означал дамский пояс из
металлических звеньев для подвешивания ключей, вееров, кошельков и под.
Янтарь — смола ископаемых хвойных деревьев, аморфная,
обычно желтого цвета различных оттенков: зеленоватого, коричневого, голубого,
белого, а также и бесцветная. Встречается, прежде всего, на побережьи
Балтийского и Северного морей. Начиная с первобытных времен его использовали
для изготовления украшений, в последние столетия из янтаря делались также
курительные принадлежности.