Свадебное
платье является, пожалуй, самым важным нарядом в жизни девушки, ведь по тому,
насколько долго и тщательно его выбирают, он не сравнится ни с каким другим.
Этот уникальное одеяние несет в себе глубокий символический смысл, объединяя
веками накопленные традиции, отголоски прошлых поколений и древнейшие обряды.
Подвенечное платье надевают всего раз в жизни, поэтому оно должно быть
идеальным до мельчайших деталей, а главное, быть именно таким, как хочется
невесте: ярким, необычным, запоминающимся.
Свадебное
платье служит связующим звеном для многих поколений. Сотни лет назад молодые
девушки с тщательностью, свойственной и современным невестам, шили свадебные
наряды из цветов или листьев, простой материи или дорогой парчи, расшивали их
бисером, ракушками, жемчугом или золотом, в зависимости от происхождения,
социального статуса невесты и обычаев ее предков. В Древней Греции, которая
является родиной европейского свадебного наряда, девушки надевали длинное
платье "пеплос" из легкой материи, скрепленное на плечах застежками.
На голову невесты возлагали лавровый венок - символ целомудрия, или покрывало
цвета солнца. Белые наряды жениха и невесты символизировали чистоту, радость и
молодость. В одежде ценилась, прежде всего, простота и гармония.
В Древнем Египте женщины надевали "калазирис". Этот наряд
представлял собой кусок материи, обертывавший фигуру от груди до щиколоток,
который поддерживался одной или двумя бретелями. Основную роль в костюме египтянок
играли украшения: амулеты, магические подвески, ручные и ножные браслеты,
кольца, бусы, золотые диадемы и пояса, которые несли символическое значение и
были связаны с богами.
С упадком
Рима на смену культу красоты человеческого тела пришла эпоха аскетизма.
Античная мягкость и пластика драпировок сменились тяжелыми тканями, плотно
покрывавшими фигуру. Одежда скрывала естественные формы, поскольку земная
красота считалась греховной, а наслаждение ей - недозволенным. Свадебный наряд
византийской невесты состоял из туники длиной до пят с длинными рукавами и
высоким вырезом. Поверх нее надевалась вторая. Обе богато украшались отделкой и
вышивкой. Для платья выбирались плотные тяжелые ткани разнообразных цветов и
оттенков, затканные золотом и украшенные драгоценными камнями и жемчугом.
На рубеже
XII-XIII веков общество стало более светским, одежда - более облегающей. В
эпоху позднего Средневековья (XIV-XV вв.) идеалом красоты в Европе считались
узкие покатые плечи, хрупкость и утонченность. В Германии, Франции и Испании
женщины носили длинные, узкие, сковывающие движения одежды из бархата или
парчи, требующие наличия большого количества застежек. Невесты надевали платья
пурпурного, красного и алого цветов. Остроугольные глубокие декольте, вуали,
шлейфы и рукава, порой опускающиеся до пола, также были неотъемлемой частью
костюма в период Готики. Дополняли наряд ботинки с длинными носами.
Высокое Возрождение, центром
которого является Италия, полностью меняет каноны красоты: торжествуют пышные
формы как высшее проявление женственности. Свадебное платье вновь учитывает
пропорции и естественные изгибы тела. В верхней части оно мягко облегает
женскую фигуру, не сковывая движений, а от талии к низу расходится легкими
складками. Роскошные платья из белого атласа или серебристой парчи расшиваются
драгоценными камнями и жемчугом. Считалось, что жемчуг укрепляет семейные узы,
поэтому невесты вплетали его в волосы, носили жемчужные нити, ожерелья и
браслеты.
Веком
позже стиль рококо, появившийся сначала во Франции, а затем и в остальных
странах Европы, приносит на смену классическим нарочито сложные, извилистые
формы. В моду входят напудренные парики и невероятные прически, стоящие
парикмахерам немалых трудов, огромные головные уборы, глубокое декольте и
корсеты. Платья на кринолинах украшаются легкими кружевами, рюшем, бантами,
цветами и лентами. При дворе принято носить шлейфы, длина которых определяется
статусом невесты. Царит эпоха игривой искусственности, в период которой
наиболее ценятся миниатюрность и изысканность.
В конце XVIII - начале XIX века им
на смену приходит античный идеал красоты. Происходит резкая перемена во вкусах.
Стиль Ампир приносит с собой платья из тонкой струящейся ткани с завышенной
талией, которые мягко обволакивают фигуру. Глубокое декольте выразительно
очерчивает грудь, а короткие рукава обнажают плечи. Свадебные платья шьют из
белого атласа, поверх которого пускается воздушная органза или другая
прозрачная материя. Дополняют наряд белые длинные перчатки. В образе невесты
подчеркивается легкость, нежность и мечтательность.
В
середине века линия талии опускается, возвращается корсет, а юбка вновь
становится пышной - в моде кринолин. Свадебное платье украшается бантами и
кружевами. Немного позднее в моду входят турнюры, которые зрительно увеличивают
заднюю часть платья при помощи каркаса или подушечки. Большую популярность
приобретают банты, драпировки, воланы, оборки и шлейфы.
К концу
XIX удобство и простота одерживают верх: невеста надевает на свадьбу элегантное
платье с высоким вырезом или кружевной вставкой на месте декольте и слегка
расклешенной юбкой. Исчезают кринолины, турнюры, вышивки и банты.
В XX веке свадебное платье
претерпевает кардинальные изменения. Прежде всего, это касается длины. В начале
века оно едва приоткрывает лодыжки, что по тогдашним меркам считается
неслыханной дерзостью, в 60-е годы появляются прямые и свободные
"платья-рубашки", а затем наступает пора шокирующего мини,
впоследствии прочно укоренившееся в гардеробах модниц. Идеал красоты, а вместе
с ним и фасон платья, всегда динамичен. В 20-е годы это угловатая
девушка-подросток в простом платье с приспущенной талией и шляпке-котелке, в
30-е годы она романтична и женственна; в 40-е одежда становится более строгой,
преобладают четкие линии. В 50-е романтичный стиль вновь вступает в свои права:
длинные юбки, туфельки-тапочки и приспущенная талия создают образ нежной
девушки с легкой походкой. Законодателем моды объявлен Диор, который одевает
женщин в приталенные платья с пышной юбкой до колен. 60-е можно справедливо
назвать периодом минимализма в моде. Платье вновь укорачивается и приобретает
более четкую и лаконичную форму, при этом количество деталей сводится к
минимуму. В 70-х появляется стиль хиппи с потертыми джинсами, вышитыми
кофточками и массовым увлечением фольклорными мотивами. Начало 80-х отмечено
возвращением стиля ретро, на смену которому стремительно приходит спортивный
стиль одежды, символизируя активный образ жизни и уверенную жизненную позицию.
Современная
мода на свадебные платья стала более гибкой, в ней могут объединяться и
смешиваться различные стили и направления, от готики и барокко до авангарда. В
ней нет стандартных решений, и фасон наряда целиком зависит от нашего вкуса,
настроения и фантазии. Выбор свадебного платья открывает широкое пространство
для творчества, ведь в день свадьбы невеста может предстать современной
активной деловой женщиной или романтичной мечтательной девушкой-хиппи,
средневековой принцессой или греческой богиней.