В египетских пирамидах и надгробиях изображены иностранные
послы, подносящие правителям Египта богатые дары. В период Нового царства среди
посланников других стран появились и послы с острова Крит. Их одежда в корне
отличалась от одежды египтян. У них выкроенное и сшитое платье, разделенное на
три части — жилет, рукава и юбка, в чем мы видим наследие древних восточных
культур. Утонченность египетской моды заменило здесь пестрое и буйное
разноцветие красок. Критская мода не знает мягких нюансов египетской моды. С
нашей сегодняшней точки зрения, эта мода менее элегантна, она испытала на себе
гораздо большее влияние Востока. Как и в Египте, мужчины носили короткий
набедренный передник, богато украшенный, а в качестве верхней одежды на плечи
они надевали как бы накидку, закрепленную на одном плече застежкой. Волосы по
большей части были закрыты шлемом либо шляпой с широкими полями. Любимой обувью
были полувысокие богато вышитые сапожки на каблуке. Дополнением к одежде
служили драгоценные пояса с золотыми фигурками, к которым были прикреплены
инкрустированные кинжалы. Для одежды членов царского рода были характерны
всевозможные ожерелья, перстни и браслеты.
Женщины имели в этой культуре бесспорное преимущество.
Символом всей минойской культуры является богиня со змеями, маленькая фаянсовая
фигурка, одетая в модное платье того времени с обнаженной грудью. Другой символ
той культуры - «Парижанка». Так называют изображение сильно накрашенной девушки
на одной из настенных росписей в Кноссе (2-е тысячелетие до н.э.), производящей
впечатление современной девушки большого города.
Микенская мода вложила в женскую одежду понятие так
называемого женского очарования — подчеркивание бедер и таза, тонкой талии,
бюста. Она создала женскую моду с точки зрения натуралистического взгляда на
мир, сточки зрения воплощения в расцветке тканей буйной растительности — лиан и
вьющихся растений — и морских волн, что в полной мере получило свое дальнейшее
развитие в возникшем много позднее модерне.
Для женской одежды характерна широкая юбка, как
кринолиновая, обычно украшенная воланами, которая дополнена маленьким фартучком
и жилетом с короткими, очень тесными рукавами, с безмерно глубоким вырезом,
обнажающим грудь. Расширенная книзу юбка, по мнению одних, скорее всего
поддерживается обручами, другие утверждают, что женщины той культуры носили не
юбки, а как бы калготы, которые «ожили» в нашу эпоху. Эта юбка, или
юбка-калготы, дополняется прилегающей, углом вырезанной спереди, ещё более
короткой верхней юбкой, что-то среднее между панцирем и полутурнюром. Юбку
дополняет жилет, как бы зашнурованный корсет, обнажающий бюст. Критские женщины
носили много украшений и драгоценностей, не только перстни, ожерелья и серьги,
но и диадемы, красивые застежки, золотые подвески, шпильки, поддерживающие прическу
и платье. Жители Крита в совершенстве владели искусством обработки драгоценных
металлов, они отделывали драгоценности гравировкой и чеканкой. Микенская мода в
дальнейшем стала основой для возникновения многих модных течений. Она остроумно
была названа модой первых кринолинов. Этот микенский стиль появился в
натуралистической моде девятнадцатого столетия (в конце века). И в наше время
из микенской модной «мешанины» выбирается та или другая деталь. Волосы,
сплетенные в виде змей, когда-то были символами мифической Медузы и Эринии —
символы власти над жизнью и смертью -, в наши дни - это признак молодости.
Девушки во всем мире, как в нашей стране, так и за рубежом, участвующие в
мирных демонстрациях и в митингах протеста, ходят с распущенными волосами.