Романская средневековая мода представляет собой смесь
античных традиций, византийских деталей и «варварских новинок», и вместе с тем
- она нечто совершенно новое. Из античных времен, через Византию, романская
мода взяла плащ, так как он не только защищает тело, но и символизирует
выделение человека из внешней среды. Средневековый феодальный порядок принудил
моду к тому, чтобы она позаимствовала у Византии систему классовых различий в
одежде, которая проявилась в моде романского периода в виде каймы, вышивок, и
даже материалов. Романская мода приняла также и некогда «варварские» штаны.
Женская мода, как и в Византии, предписывает надевать на тело несколько
одеяний, одно на другое. Обычно это было нижнее рубашкообразное платье с узкими
рукавами, поверх которого одевалась верхняя одежда подобного же покроя, но с
более широкими рукавами. Одежда лиц, относящихся к высшим слоям общества,
шилась из дорогих тканей, края которой отделывались декоративной каймой. Эта
кайма не только вышивалась, кроме того она была украшена золотыми пластинками и
драгоценными камнями. Некоторые ученые считают, что этот излишек дорогих
украшений является отголоском стремления к роскоши и великолепию после эпохи
переселения народов. На этот счет есть и другие мнения. Многие авторы полагают,
что эти два отдаленные друг от друга временные периода можно объединить, так
как мода в то время изменялась крайне медленно.
«Вид женщин этой эпохи весьма живописный и яркий ... Но
одежда носит полуварварский, неэлегантный, незаконченный характер... Из разных
языческих, классических, античных и византийских элементов, которые до сего
времени не сочетались между собой, теперь начинает создаваться новая культура.
Одежда совсем не прилегает к телу и не имеет складок», - говорит Якоб фон
Фальке в
В романскую эпоху мужская одежда принципиально отличалась
от женской. Нижняя и верхняя туника в мужской одежде уже ранее поднялись до
колен и открыли штаны — неприлегающие штанины, которые заправлялись в высокие
ботинки. Характер и украшения мужской одежды аналогичны женским. И мужчины
носят плащи, остатки античной хламиды, скрепленные застежкой, по большей части
на правом плече.
Обуви не хватает красочности и разнообразия фасонов —
поголовно все носят полувысокие ботинки без застежек, собственно какие-то
штиблеты без шнурков. Но уже в это время начинает появляться обувь с
клювообразно вытянутыми мысами; эта деталь широко распространится только в
позднем средневековье.
Покрытия для головы также не отличаются изобретательностью
и разнообразием, формы их не сложны. Носят полукруглые шапки либо нечто вроде
фригийского колпака.
В прическах попрежнему господствует античная традиция,
волосы коротко пострижены, большинство мужчин ходят без усов и бороды, их
оставляют только высшие церковные и светские сановники. И у женщин прическа не
отличается выразительными чертами — накидка, которой почти у всех прикрыта
голова, не способствует созданию сложных причесок. Женские длинные волосы
остаются незавитыми и только свободно расчесываются.