В IV веке до н. э. греческое влияние распространилось на
западное побережье Италии, достигнув областей, где жили этруски (современная
Тоскана). В этот период этрусская цивилизация достигла своей вершины. И
совершенно очевидно, что этрусское искусство, а также одежда, испытали на себе
большое влияние соседней греческой культуры. Вопрос о языке и происхождении
этрусков и сейчас еще не решен, но их костюм, особенно раннего периода,
позволяет предположить, что они имели отношение к Малой Азии. Этрусское платье по
своему покрою, украшениям и отдельным деталям носит восточный характер, но без
его сказочного великолепия. Мода этрусков является, собственно, как бы бедной
родственницей рафинированной египетской, критской и греческой моды и
одновременно - прообразом моды средневековья. В целом этруски, коренастые и
плотные, в своей одежде были более грубыми по сравнению с высокими египтянами и
греками, одетыми в изящное платье. Костюм этрусков был, в основном, мрачных
расцветок и, выражаясь фигурально, они меняли только черный цвет на коричневый.
Как и в Греции, мужчины носили хитон (chiton), достигающий колен, с рукавами
либо без них. Рабочей одеждой был эксомис (exomis), позволяющий двигаться более
свободно. Пожилые мужчины носили более длинный хитон, который наиболее богатые
украшали еще и каймой. Поверх хитона надевали плащ, подобный греческому
гиматиону, который назывался тебенна (tebenna). Его одевали так же, как позднее
римскую тогу. Украшенная дорогой отделкой тебенна относилась к церемониальной
одежде. Наряду с тебенной мужчины носили и более короткий плащ, вроде греческой
хламиды, а на голове — фригийский колпак либо греческий петасос, который в
античном мире был повсеместно распространен.
Женщины активно участвовали в жизни общества; на
торжествах они изображены в танце, во время пирушек - смотрящими боевые игры.
Они носили туники более длинные, нежели мужчины, которые также соответствовали
греческому хитону, и часто украшали их каймой. Во время празднеств они одевали
верхний плащ — тебенну, богато вышитую и украшенную отделкой. Волосы женщины
заплетали в косы либо укладывали узлом, который закреплялся лентой. Носили они
и головной убор, называемый тутулус (tutulus). Самые дорогие прочные ботинки
изготовлялись из красной кожи. На переломе VI и V веков этот активный народ
играл весьма заметную роль в жизни Средиземноморья. Этруски имели торговые
связи с самыми отдаленными странами. Именно этим объясняется смесь различных
влияний, сказавшихся на внешнем виде этрусского платья.
В своей конечной фазе одежда этрусков сыграла важную роль
посредника между греческой и римской одеждой, непосредственным предшественником
которой она является. И, наконец, её можно рассматривать как переходное звено к
одежде средневековья.
Несмотря на всяческую роскошь, золото и драгоценности,
нижняя и верхняя одежда этрусков уже носит характер средневекового платья.
Где-то здесь родился средневековый заостренный башмак, средневековая тонзура, а
также средневековая гражданская и церковная одежда.