Мужчины и женщины всегда уделяли большое внимание
прическе. По словам Дидро, прическа делает женщину более привлекательной, а у
мужчины подчеркивает черты его характера. Однако, в основном, она зависит от
моды.
Ассирийцы, персы и египтяне отдавали предпочтение пышным
прическам и поэтому использовали парики. С самых древних времен важную роль
играла также завивка и окраска волос. Греки носили волосы, завитые в свободно
ниспадающие локоны по всей голове, женщины поднимали их вверх с помощью ленты.
Прямые, неухоженные волосы у греков означали траур.
У древних же германцев и кельтов, наоборот, длинные
распущенные волосы были символом свободы и власти. В средние века длинные
распущенные волосы были привилегией молодых незамужних девушек, в то время как
замужние женщины заплетали их в большие косы и покрывали чепцом. Только в эпоху
позднего средневековья замужние женщины начинают открывать волосы, которые
укладывают в соответствии с модой того времени. До этого же времени места, где
волосы выглядывают из-под чепца, тщательно выбривают. Мужчины в период позднего
средневековья стригут волосы коротко, выбривая их на затылке и около ушей и
равномерно расчесывая их по всей голове. Только в эпоху Ренессанса головной
убор становится меньше и превращается скорее в украшение, и особое внимание
уделяется волосам: в волосы вплетаются ленты или другие украшения; часто их
заплетают в косы. Подобно как и античность. Ренессанс предпочитает светлые
волосы, и черноволосые итальянки начинают их осветлять. Мужчины в эпоху
Ренессанса отращивают длинные волосы, завивая их волнами или в кудри.
Реформаторское движение в Германии приводит к большой простоте причесок как у
мужчин, так и у женщин.
Мужчины носят короткие волосы, подстригая их вокруг головы
полукругом. Женщины прячут волосы под чепец, только в исключительных случаях
встречаются косы и свободно распущенные волосы. Только испанская мода возлагает
на прическу особую функцию: форма головы приводится в соответствие с общим
силуэтом и, в первую очередь, с большим круглым воротником. Мужчины продолжают
носить короткие волосы и тогда, когда в остальной Европе уже распространились
длинные завитые волосы. В женских прическах волосы зачесывают наверх со лба,
связывают на затылке в узел или поднимают наверх с помощью особой подкладки.
В период Тридцатилетней войны популярной становится
естественная прическа. Но и тогда мужчины наряду со свободно зачесанными
волосами начинают носить косу или укладывают волосы под сетку. Женская прическа
мало чем отличается от мужской. Волосы иногда завивают надо лбом или вокруг
лица, а сзади заплетают в косу или связывают, пряча под сетку.
Наибольшее искусство в области прически наблюдается в
эпоху рококо, когда сложность и изощренность в укладке волос с помощью париков,
кружев, цветов, лент, гребней и др. достигает вершины. Ведущую роль в этот
период играла Франция. В мемуарах, относящихся к тому времени, рассказывается
об этом следующее:
«Мне необходимо было причесаться и вообще принарядиться,
чтобы ехать в Версаль. Туалет, в котором появлялись при дворе, требовал уйму
времени для подготовки. Путь из Парижа в Версаль был очень осложнен заботами о
том, чтобы не испортить нижние юбки и складки. Хотела я впервые попробовать
прическу, очень неудобную, но тогда очень модную: несколько плоских бутылочек,
округленных и приспособленных к форме головы, в которые наливается немного воды
и вставляются живые цветы на стеблях. Невсегда это удавалось, но если
удавалось, то выглядело очень красиво. Весна на голове среди белоснежной пудры
производила чарующее впечатление».
В то время англичанки уже отказались от причесок такого
рода. Англичане взбирались на стулья, чтобы от души посмеяться над парадом
прогуливающихся парижских дам. «Парижанки, - читаем мы, - носят на голове
высокие башни, украшенные особыми цветами и лентами; этот парад представляется
англичанам весьма безвкусным, и если такая дама появляется в Лондоне, то ей
вслед свистят и бросают комки грязи».
После французской революции прическа упростилась,
укоротилась, и парики исчезли. Пышные прически рококо отошли. Существует
анекдот, объясняющий, почему это произошло.
У Марии Антуанетты, якобы, после рождения первого ребенка
поредели волосы, что их уже нехватало на прежнюю пышную прическу. Поэтому она
начала делать локоны, ниспадающие на затылок. Однако, в волосы и в дальнейшем
вплетаются ленты и украшения. В эпоху ампир в моду входит укороченная прическа
наподобие античной, в эпоху бидермейера становится популярной прическа из
гладко зачесанных волос на прямой пробор, с пучками или узлами из волос по
бокам и на темени головы. Более сложная прическа из начесов входит в моду около
Ан до де лань (франц. En dos de Lane - ослиный хребет, т.
е. с изгибом) - мужская прическа моды около 1780 года с локонами по бокам и
длинной косой сзади.
Бандо д'амур (Bandeau d'amour - повязка любви) - дамский
парик XVII века из высоко начесанных вверх волос с вплетенными лентами.
Бубикопф (Bubikopf) - дамская прическа «под мальчика» из коротких волос,
появившаяся около 1920 года, выражала стиль послевоенной моды. Вержет (франц.
Vergette}- мужская прическа с высоко поднятыми надо лбом волосами. Эта мода
появилась во Франции около середины XVIII века. Витта (Vitta) - лента, которой
римские женщины обвивали голову. Использовалась не только в практических целях
(удерживала прическу), но являлась признаком сословия — отличала честных женщин
от женщин легкого поведения.
Гребень - изготавливался из рога, слоновой кости, дерева,
металла и пластмасс. Первые гребни, найденные при раскопках в Европе, относятся
к раннему периоду каменного века. Использовались они, разумеется, не только в
чисто утилитарных целях, но и для украшения.
Диадема - головное украшение в виде ленты из драгоценного
металла с изгибом вверх посреди лба, в который обычно вправляется драгоценный
камень. Распространилось с Востока, где на протяжении всей древней истории было
символом занимаемого высокого положения. Оттуда оно было заимствовано женской
модой как головное украшение для торжественных случаев.
Дрмлик - чешская девичья прическа, напоминающая гнездо,
свитое из волос.
Заколка (для волос) — утилитарный и декоративный предмет:
удерживает волосы в прическе. Изготавливается из проволоки или пластичного
металла, декоративные заколки украшаются каменьями.
Кокошник (Schapel, Schappel, Schapel} - головное
украшение, металлическая лента или венец, украшенный орнаментом или живыми
цветами, известное уже в средневековье. Носят его до наших дней во время
народных свадебных обрядов. Кокошник невесты большей частью украшается лентами,
жемчугом, каменьями или цветными монетками.
Коса - из волос как натуральных, так и искусственных
является популярной деталью мужских и женских причесок почти во все эпохи. В
Древнем Египте коса из искусственных волос была не только украшением, но и
знаком занимаемого положения. Очень модными стали косы у женщин в эпоху
средневековья, а также в мужских париках в стиле рококо. Разноцветные
искусственные косы из шелковых, шерстяных и других волокон являются
принадлежностью некоторых национальных костюмов. В XX веке искусственные косы
используются для сложных вечерних дамских причесок.
Космина — согласно Юнгманну, это понятие означает длинные, незавитые, прямые волосы.
Кэтогэн (Catogan или Cadogan) - прическа, названная по
имени лорда Кэтогэна. Длинные волосы сзади стягивались лентой, заплетались или
укладывались в сетку. Прическа распространилась при французском дворе в
правление Филиппа Орлеанского (1674-1723 гг.). Из Франции эта мода проникла в
Пруссию, где она привилась, в первую очередь, среди солдат пехотинцев. Во
второй половине XVIII века так назывались пучки из волос на шее в дамских
прическах.
Либель (libelle) - специальная заколка для волос, которую
носили в пышных прическах около 1900 года.
Мешочек для волос (Haarbeutef) — использовался для мужской
прически в эпоху правления Людовика XIV. Длинные волосы (собственные или парик)
вкладываются в длинный мешочек из тафты, украшенный лентой или розеткой.
Мешочек предохранял одежду от пудры в прическе и был удобнее, чем длинные
распущенные волосы. Для парадного туалета не использовался.
Нимб (из лат. nimbus) — хлопчатобумажная лента для волос,
вышитая золотом, популярная в Древней Греции.
Палцерж - длинные завитые волосы, модные в Чехии у мужчин
в XIV веке.
Парик- изготавливается из натуральных человеческих волос
или подобного материала, как, например из конской гривы, овечьей шерсти,
растительных и искусственных волос, шелка и т. п. Подкладка парика делается
чаще всего из материи, иногда также из тонкой кожи, в которую вшиваются волосы.
Парик был известен уже египтянам, шумерам, ассирийцам, персам и римлянам.
Наибольшее распространение он получил в XVII веке при Людовике XIV. В настоящее
время он является элементом официальной одежды английских судей и лондонского
мэра города. До нас дошла информация из Парижа, относящаяся к 1794 году,
которая сообщает следующее: «Роскошь прекрасного пола возрастает с каждым днем.
Здесь можно встретить горожанок, платья которых украшены кружевами, стоящими
более 2000 ливров; прически они меняют три раза в день, обычно это три разных
парика, один черный, который носят по утрам, каштановый для послеобеденного
времени и светлый на вечер, для прогулок по бульвару. Светлый парик стоит 600
ливров. Вечером ресницы красят в черный цвет. Комиссар Пайан использовал эту
ситуацию, чтобы заявить в муниципалитете, что в Париже появилась новая секта,
которая исповедует и свято чтит гильотирование. Женщины, напускающие на себя
мрачную серьезность, потому что уже не могут при улыбке показать зубы, покупают
волосы молодых гильотированных блондинок и украшают ими свои лысые или седые головы.
Так возник совершенно новый вид маскарада, новая отрасль торговли и новый вид
поклонения». В 1962 году женские парики снова вошли в моду, прежде всего, в
Америке. Большие американские универмаги открыли специальные отделы, а затем
эта мода и торговля распространились во всех европейских странах.
Парик «алонж» (из франц. allonger ~ удлинять) - мужской
парик из длинных волос, завитых в локоны, ниспадающие по плечам. Впервые
появляется в XVII веке при дворе Людовика XIV, а позднее распространяется повсюду,
где господствует французское влияние и вкус. До сих пор такой парик носят
английские судьи для презентабильности и достоинства. Его антиподом в дамской
моде является прическа а ля фонтань.
Перманент — завивка волос с помощью железок или бигуди
была известна уже в древнее время и использовалась как мужчинами, так и
женщинами. Однако, волны и локоны, полученные этим способом, долго не держатся.
Поэтому так быстро распространилось изобретение немца Несслера, сделанное им в
1925 году: так называемый перманент. Длительный срок завивки достигается
химической обработкой. Сначала волосы на бигудях должны были нагревать с
помощью электрического тока, волны полученные этим методом выдерживают 5—6
месяцев. Волосы закручивались мелкими кудрями и только позднее расправлялись. В
настоящее время применяется «холодный перманент».
Прическа а ль Аньес Сорель (a l'Agnes Sorel) - вечерняя
прическа, модная в сороковых годах XIX века, названная в честь славной
возлюбленной французского короля Карла VII. Волосы спереди разделялись на
прямой пробор и перевязывались лентой,сзади же связывались в узел.
Прическа а ля бель пуль (a la belle poule) - название
исходит от французского фрегата La belle poule - который в 1778 году победил
при Бресте в битве с англичанами. Эта прическа, с высоко поднятыми волосами и
украшенная кораблями и парусами, также называлась а ля фрегат (a la fregate).
Прическа а ля Ментенон (a
Однажды во время охоты у нее развалилась прическа, и
герцогиня де Фонтань перевязала волосы лентой. «Королю Солнце» это так
понравилось, что он попросил герцогиню всегда носить такую прическу, и так она
распространилась сначала при французском дворе, а позднее и в других странах.
Эта мода выдержала, начиная с 1680 года, примерно четверть века. Сначала
прическа а ля Фонтань была низкая и мягкая, затем материю крахмалят и
используют проволочный каркас. Прическа превратилась в башню, в два раза
превышающую размер головы. Англичане называли особо высокий вариант этой
прически tower(башня), а более широкий a commode (комод).
Прическа а ля юрлиберлю (a
Прическа ан Буфон (en Bouffons)-женская прическа конца
правления Людовика XIII. Подвитые волосы ниспадают по обеим сторонам лица, лоб
закрыт челкой.
Прическа «грива пони» (Ponyfransen) — прическа из коротких
волос, начесанных на лоб, появившаяся в конце XIX века. Пользовалась большой
популярностью особенно у молодых женщин.
Прическа каденет (Cadenette) — мужская прическа времен
Людовика Х1И, названная по имени господина де Каденет. Завитые или гладкие
волосы разделялись сзади или на боках на две простые или заплетенные пряди и
перевязывались ленточками (fa-veurs). Прическа времен мушкетеров.
Прическа «крыло голубя» (Ailes de pigeon, Tauben-flugef) —
мужская прическа 1750г. состоит из локонов на висках. Остаток от парика
«алонж». Сзади волосы стянуты лентой.
Прическа под битлов (Beatle] - длинные волосы на лбу и
вокруг всей головы. Мода для подростков и юношей. Прическа получила название от
популярного английского музыкального квартета, который стал идолом молодежи во
многих странах. Прическа по-китайски (a la chinoise) - женская прическа
тридцатых годов XIX века. Волосы по бокам подвиваются валиком, а сзади
связываются в узел, в который вставляется декоративная шпилька.
Прическа «собачьи уши» (oreilles de chien) - локоны,
висящие по обеим сторонам лица в мужской прическе последнего десятилетия XVIII
века.
Прическа тупе (франц. toupet- пучок волос) -
1) деталь мужской и женской прически второй половины XVIII века: высоко поднятые надо лбом волосы на подкладке.
2) Накладные волосы, используемые, прежде всего,
мужчинами. Тупе из натуральных, химически чистых, некрашенных волос по
современному методу подгоняется точно к оставшимся волосам на голове. К коже
головы накладные волосы прикрепляются клеющейся лентой-пленкой.
Сетка — найдена уже в раскопках, относящихся к эпохе
бронзового века. В средневековье носили сетку для волос из золотых нитей,
украшенную цветной вышивкой. В эпоху Ренессанса она чаще всего украшалась
жемчугом и драгоценными камнями, как это можно видеть на итальянских портретах.
С приходом моды на длинные волосы сетка снова появляется уже в XX веке,
сделанная чаще всего из шерсти, бархата и шифона. Кроме декоративной функции
сетка используется также с чисто практической целью: невидимые, изготовленные
из волосяных волокон сетки применяются для сохранения прически в целости.
Сплендоне (Splendone) - лента из материи или кож
украшенная орнаментом, элемент прически греческих женщин, спереди расширенная,
сзади суженная.
Стефане (Stephane) - диадема в виде полумесяца, выложенная
бриллиантами, надевалась в торжественных случаях гречанками для украшения
прически.
Тонзура (из лат. tondere - стричь) - выстриженный или
выбритый круг на темени у католических священников и монахов.
Тутулус - римская женская прическа, когда все волосы
высоко подняты. В торжественных случаях на ней носили конусообразную шапочку,
покрывающую волосы.
Украшение барб (франц. barbe- борода) - состояло из кружев
и лент, обрамляющих лицо и шею. Носили его В XVIII и XIX веках на прическах и
чепцах, а а эпоху кринолинов и на шляпах.
Фафрнох (нем. Favoritchen, франц. favoritte) - 1)
искусственные кудри, которые женщины носили на лбу и висках. 2) Кисточка на
шлеме. 3) Украшение на платье в виде бахромы или кистей.
Ферроньер (ferroniere) — лента, повязанная на лбу, с
драгоценным камнем посредине. Свое название получила от «прекрасной Ферроньер»,
фаворитки французского короля Франциска I (1494-1547 гг.), которая изображена с
этим украшением на известной картине Леонардо да Винчи. В моду вошла снова в
эпоху бидермейера. Её также называли Seht hierher (смотрите сюда).
Филле (Fillet} — металлический обруч, поддерживающий
волосы на темени. Носили его как мужчины, так и женщины в античный период, в
эпоху Ренессанса его украшали лентами и каменьями.
Фульфас (Matzenauer, Fullfass) - женская и девичья
прическа XVI века, она состояла из пучков волос или кос, которые вкладывались в
продолговатые конверты.
Шиньон (chignon) — женская прическа с узлом, который
поддерживался гребнем согласно господствующей моде на разной высоте на шее или
на голове.
Шпилька — декоративный предмет и одновременно важный
элемент прически. Известен уже из раскопок, относящихся к бронзовому веку.
Шпильки были популярны в древние века среди египтянок, гречанок, римлянок и
германок. Часто делались из драгоценных металлов, украшались каменьями или
чеканкой. С помощью шпилек можно укладке из волос придать самую различную
форму.
Эскоффион (итал. escofiion) - дамская прическа XV и XVI
веков, распущенные, на концах подвитые волосы, укладываются в сетку. Эту
прическу можно видеть на многих картинах итальянских мастеров эпохи Ренессанса.