Литургическая одежда возникла из основных исторических
типов одежды и подверглась только незначительным изменениям, которые
практически завершились в IX столетии в Риме. В соответствии с изменениями
церковного года и для различных литургических служб устанавливается
определенный цвет облачения: белый, красный, зеленый, фиолетовый и черный.
Альба — льняное одеяние до щиколоток с узкими рукавами,
подхваченное на боках поясом- цингулумом. Его носят представители высшего
духовенства во время месс и других литургических служб.
Альмуциум — капюшон, или куколь, подбитый мехом, с широким
воротником, закрывающим грудь. Носили его в основном каноники, но он стал и
светской одеждой.
Воротничок - белый, тугой, закрывающий шею, который носили
представители духовенства, если у них не было собственного ритуального
облачения.
Гумерал, амикт - четырехугольный полотняный платок, на
двух углах которого имеются шнурки. Считается первым литургическим покрывалом,
которое надевалось под альбу.
Далматика — верхняя литургическая риза дьякона римского
ритуала, если он помогает священнику во время особой мессы, по случаю
праздников и благословений. Она всегда того же цвета, что и риза священника.
Происходит от светской одежды, которая первоначально носилась в Далмации
(отсюда и название), и во II веке была заимствована римлянами, которые носили
ее поверх туники.
Епитрахиль - длинная узкая полоска материи в цвете
литургии дня, которую носил священник на шее. Епитрахиль по форме, цвету,
материалу и декору похожа на манипул, только в два раза длиннее.
Комже — белая верхняя рубашка священников, густо
присборенная у четырехугольного выреза, украшенная по кайме кружевом.
Манипул — часть литургического одеяния, которая передается
протодьякону при посвящении в сан. Его носит священник во время мессы на левой
руке. Это короткая лента цвета ризы, в которой служится месса. Начало берет от
так наз. платка для пота, который носили в руке высокопоставленные люди в
Древнем Риме. Поэтому первоначально он считался привилегией высшего римского
духовенства.
Мантелета - фиолетовая, спускающаяся до колен накидка
епископов, высших прелатов, иногда и каноников, которая надевается поверх рохеты.
Митра - литургический головной убор лапы, кардиналов и
епископов. Митра делается жесткой, наверху она заканчивается конусообразно,
сзади с нее свисают на плечи две ленты. Делается из шелка, часто пышно
декорируется вышивкой, а также жемчугом и золотом.
Паллиум — округлая часть ризы, которая покрывает грудь,
плечи и спину. Спереди и сзади с нее свисают длинные ленты. Сам круг и полоски
делаются из белой шерсти, имеют ширину приблизительно
Перчатки — вместе с митрой и скипетром символ епископского
сана. Архиерейские перчатки, сделанные из шелка или полотна, имеют на тыльной
стороне округлую пластинку из золота, серебра или эмали, на которой изображен
Христос с крестом и овечкой или Христос благославляющий. Перчатки украшаются
иногда вышивкой, иногда жемчугом и драгоценными камнями.
Пилеолус — круглая шапочка, которую носит папа (белого
цвета), кардинал (красного цвета), епископ {фиолетового цвета) и аббаты
(черного цвета). Поскольку в определнных частях мессы ее не полагается иметь на
голове, ее также называют Soli Deo {только Богу).
Плувиал — пышно вышитое украшение на спине, которое
напоминает бывший капюшон. Плувиал возник из накидки с капюшоном, которую
носили с IX века представители господствующих классов и монахи во время
крестного хода или в хоре. Теперь это широкая, длинная до пят накидка в цвете
литургии дня.
Рационале — архиерейское украшение для плеч, пандан к
архиепископскому паллиуму. В новое время используется уже редко. В средние века
было обычной частью облачения епископа. Надевается поверх ризы, но, однако, не
является эмблемой сана, а только украшением.
Риза - облачение в цвете литургии дня, которое надевает
священник во время мессы поверх альбы. Произошла из светской верхней одежды,
которую носили древние греки и римляне и которая первоначально была клешевая,
широкая, с вырезом для головы (до сих пор преимущественно в восточном ритуале).
В латинском ритуале вырез становится все больше, делая предплечья более
свободными, и так возникает риза готической формы, которая была еще довольно
широкой, с многочисленными складками, плавно спускающаяся с плеча на
предплечье. Риза в стиле барокко — гладкая, без складок и довольно короткая.
Саккос - архиерейское верхнее облачение греческого
ритуала, похожее на римскую далматику. Сулерпелице — белая льняная или
хлопчатобумажная риза духовенства, имеющая широкие, длинные рукава,
спускающиеся до колен. Надевается при определенных литургических службах. У
епископов и других прелатов подобным одеянием является рохета, которая
отличается от суперпелице только узкими рукавами.
Сутана (klerika) - одеяние духовных лиц, длинное до
щиколоток, спереди застегивающееся на пуговицы. В отличие от рясы она в верхней
части корпуса плотно прилегает к телу. Часто подхвачивается поясом -
цингулумом. У рядового духовенства имеет черный цвет, у епископов - фиолетовый,
у кардиналов — красный, и только папа носит сутану белого цвета. В некоторых
областях подобное одеяние имеет длину только до колен и называется сутанелла.
Ряса похожа на сутану, но в верхней части не прилегает плотно, а делается
свободной, с воротником — стойкой. Носили ее также судьи и члены академий.
Тиара - тройная корона, которую носит папа во время
нелитургических торжественных случаев. В настоящее время эта корона состоит из
трех рядов В XII веке она имела только один ряд, второй ряд появился в XIII
веке при папе Бонифации VIII, а третий — в начале XIV столетия.
Туницелла - литургическое верхнее облачение протодьякона,
соответствующее далматике - верхнему одеянию дьякона.
Цингулум - шнурок, которым подпоясывается альба. Широкая
перевязь с лентой или шнурком, свисающим сбоку, является элементом одежды
духовенства и членов ордена.
Шапочка - литургический головной убор, в настоящее время
круглый, с четырехугольным жестким донышком, на котором расположены три или
четыре закругленных выступа. Шапочка кардинала - красная, у остального
духовенства черного цвета. Этот головной убор носили также доктора как символ
своего сословия.