Мода всегда подвержена различным влияниям с готовностью
реагирует на любую новую идею. Уже по этой причине потерпели фиаско все попытки
создать «национальный костюм» и преградить путь проникновению заграничной моде.
И, разумеется, поэтому мода все более и более приобретает характер
интернациональный. В создании моды участвуют и неевропейские культуры. На
центры европейской моды на протяжении истории постоянно оказывали влияние и
другие регионы - Норвегия, Швеция, Россия, Испания, Греция, а также Канада и американская
сельская местность. Одной из самых больших сенсаций стала длинная шаль, мода на
которую пришла из Индии в XVIII веке. Сегодня никто не может себе представить,
какой фурор произвела индийская шаль в европейском дамском высшем свете того
времени. Никто сегодня не поверит, что самые дорогие экземпляры стоили
несколько тысяч франков.
Однако, нет необходимости заглядывать так далеко в
прошлое, желая проследить многообразие влияний, которым подвержена мода.
Блейзер, спортивный клубный пиджак в Англии, сначала предназначался мужчинам, а
позднее его стали носить в английских женских школах, в конце же шестидесятых
годов он стал криком моды у мужчин и женщин всех возрастов. Оказывается, что не
только рабочая одежда, но и униформы или их детали включаются в гражданскую
моду её творцами в неустанной погоне за все новыми идеями.
В 1965-1966 годах действительно в Европе господствовал т.
наз. military look (военизированная мода), что не слишком удивило тех, кто
помнил спонтанное принятие модой тренчкота, этого английского пальто,
предназначенного для похорон, и даффлкота (dufflecoat) - пальто из шерстяной
байки - в двадцатые годы, а затем в пятидесятые годы проникшего не только в
мужскую, но и дамскую моду.
Еще более молодой является мода на национальные костюмы
или их детали. В первую очередь это дирндл - немецкий национальный женский
костюм и элементы других костюмов, прежде всего русских.
Амазонка. Согласно греческому мифу, амазонки были
легендарные женщины, жившие в Азии. Позднее так стали называть всех всадниц. В
XVI веке их костюм еще не отличался от обычной одежды того времени, только
позднее к нему добавились элементы мужской одежды. Екатерина Медичи (1519-1589
гг.) была первой женщиной, которая носила пышно украшенные брюки сверху. В XVII
веке амазонка заимствовала из мужской одежды камзол. В XIX веке наездницы также
носили под очень длинной юбкой мужские брюки, а к ним высокие сапоги и
приталенный корсаж. Тогда вошли в моду цилиндр с вуалью. Современный костюм
амазонки ничем не отличается от мужского костюма для верховой езды.
Дирндл - первоначально народный женский костюм населения
альпийских областей, говорящих по-немецки. В XX веке его носили женщины и
востальной части Германии в качестве спортивной, летней и домашней одежды. В
период между двумя мировыми войнами мода на дирндл в некоторой степени
распространилась в Европе, Америке и Австралии. Модные дирндлы почти точно
копировали народный оригинал, оставив за собой, однако, право более свободного
выбора материала. Основными частями дирндла были широкая юбка с пестрым или белым
фартуком и приталенный лиф.
Душегрейка -жилет или лиф народного костюма.
Карнач (чеш.) — женская одежда изо льна с декоративной
каймой XIV столетия.
Кимоно - японская национальная одежда обоих полов. Это,
собственно говоря, длинное свободное одеяние с широкими рукавами, подпоясанное
широким поясом, который носит название «оби». В XX веке кимоно ввел в
европейскую женскую моду Поль Пуаре (1879—1944 гг.), известный французский
портной и декоратор, с которым сотрудничали художники М. Вламинк, Р. Дюфи и др.
Мантилья – 1) часть национального костюма испанских
женщин, кружевная шелковая накидка, покрывающая, шею, голову и грудь,
заимствованная от мавров. 2) Короткая женская накидка, модная, примерно, в
середине XIX столетия.
Полонез— юбка с лифом, которая надевается поверх нижней одежды. Лиф плотно прилегающий, юбка длинная, расширенная, в подоле присборенная и подобранная так, что из под нее виднеется нижняя длинная юбка.
Прачка - повседневная одежда прачек, которую они надевают во время работы, собственно говоря, прообраз будущего рабочего халата. Роба — длинное вечернее женское платье для торжественных случаев.
Роба по-английски - носилась в период между 1778-1785
годами. Эту одежду носили без корсета из костей и без обручей для юбки. Для нее
характерен лиф, удлиненный сзади в виде углового выступа, который спускается
ниже пояса. Роба по-польски — одежда конца XVIII века с декольтированным лифом,
рукавами до локтя и юбкой, украшенной тремя воланами в виде дуг.
Ропа - женская верхняя одежда типа накидки, является
элементом испанской моды.
Сари — вышитое одеяние индийских женщин, которое закрывает
голову и тело. В конце сороковых годов было использовано парижскими модельерами
в качестве идеи для создания собственного модного образца