В 16 веке, каждый светский человек должен был иметь не
менее тридцати костюмов, на каждый день месяца, и ежедневно менять их. Все это
разнообразие шилось для состоятельных французов из дорогих тканей - бархата,
парчи, шелка, сукна - и украшались жемчугом, золотыми и серебряными вышивками.
Очень модной частью мужского костюма были вышитые белые рубашки, верхние
короткие широкие штаны, собирающиеся внизу на шнуре, и длинные чулки. Также в
то время модными считались короткие плащи, часто с отложным воротником;
короткие, подбитые мехом плащи со стоячим воротником; огромные гофрированные
испанские воротники; полумаски, которые надевали при выходе на улицу.
Военный костюм в 16 веке не имел единую форму, но считалось, что костюмы
мушкетеров были более похожи на военную форму. Мушкетеры носили короткую куртку
(пурпуан) ярко-красного цвета с малиновыми рукавами, а поверх нее надевали
коричневые латы. Костюм дополняли чулки, перевязь и пороховница синего цвета, а
также черная фетровая шляпа, украшенная лентой и яркими перьями. В начале 16
века в женской одежде стал моден испанский конусообразный силуэт платья.
Придворные дамы стали носить нижнюю воронкообразную юбку из плотной жесткой
ткани, в которую вшивались металлические обручи, сверху покрытою тафтой. С
такой юбкой носили тугой лиф на каркасе, который стягивал грудь и талию. Под
лиф надевалась рубашка с длинными рукавами, а сверху конусообразной юбки с
кольцами и лифа – платье с рукавами и на него еще одно верхнее платье - из
гладкой ткани, с распашной юбкой. Такой костюм считался парадной одеждой.
В середине 16 века считался модным привезенный Екатериной Медичи из Италии
воротник "фреза". Она же ввела в обиход женские панталоны, которые
шили из дорогой ткани и покрывали вышивкой шелком, золотом или серебром,
полосками парчи.
К концу 16 века стало модно надевать на талию сверху юбки, плоеную оборку,
имеющую форму колеса. Лиф платья стал еще уже, появилось очень глубокое
округлое декольте, и фрезу сменил стоячий воротник на каркасе, иногда
поднимавшийся выше головы. Очень модный в то время аксессуар – маска был
популярен и среди дам, который, ко всему прочему считался условием приличия.
Обувь в начале 16 века была похожа на медвежью лапу, с широкими тупыми носками,
украшенными прорезями и вышивкой. Позже появились легкие туфли с разрезами.
Французская знать ходила в нарядной обуви из шелка и бархата. Сапоги в XVI в.
были без каблуков и на мягкой подошве.
К концу века у мужских и женских туфель появились каблуки.
Женщины носили мягкие закрытые туфли. К концу века, модной стала итальянская
обувь без задников на высокой деревянной подошве.
В 16 веке мужчины носили короткие стрижки, дополнявшиеся бородой и усами. Очень
модным головным убором французов был "барет" - большой круг ткани,
который нашивался на жесткий бортик и соединялся с небольшими полями, которые
были украшены жемчугом, пряжками с драгоценными камнями, белыми страусовыми
перьями. У дам барет, также считался модным головным убором. Модными у мужчин
также были испанские шляпы с высокой тульей и неширокими полями. Мужчины в 16
веке следуя моде, красили и завивали волосы, румянились, пользовались
различными ароматическими средствами. Но в конце 16 - начале 17 веков, при
Генрихе IV, стало модно гладко зачесывать назад длинные волосы, усы закручивать
вверх, и носить остроконечную бородку. В подражание седеющему королю французы
пудрили виски. Модным головным убором была шляпа с полями, украшенная белыми страусовыми
перьями.
Дамы до конца 16 века укладывали волосы надо лбом в виде валиков, украшали
бусами или изогнутым в форме прически чепчиком с вуалью. К концу 16 века
появилось два типа дамских причесок: волосы завивали волнами и зачесывали
назад, или же их поднимали вверх и закрепляли на проволочном каркасе. Иногда
дамы носили парики.