В 17 веке основные элементы мужского костюма остались те
же, это белье (сорочка, штаны), куртка, верхняя одежда, головные уборы, обувь.
Мужской костюм начала 17 века находился под влиянием военизации, однако в
середине века появился новый идеал мужской красоты — в подражание малолетнему
королю Людовику XIV был создан полудетский облик. Костюм этого периода состоял
из сорочки, богато украшенной кружевом и бантами, короткой куртки — весты с
рукавами до локтя и штанов-ренгравов, доходящих до колен.
В конце века появился новый вид
придворной одежды — жюстокор, покрой которого и сам термин заимствованы из
военной форменной одежды. Жюстокор был костюмом короля и высшей знати, имел
прилегающий силуэт, расширенный книзу, с поясом-шарфом на линии талии, с
застежкой на ряд мелких пуговиц и петлиц. Рукава вверху узкие с расширенным
низом и широкими отложными манжетами. Под него надевали камзол — одежду без
рукавов и воротника. Камзол был короче на 10-
В 17 веке модной считается верхняя короткая одежда, в основном это были плащи
без рукавов типа накидки или с рукавами на яркой теплой подкладке. Также очень
модной частью мужского костюма были шелковые или шерстяные чулки белого,
голубого, красного цвета с вышивкой и узором.
Нижнее женское платье в 17 веке состояло из лифа или корсета и юбки. Основу
женского платья составлял костяной корсет с металлическими пластинками. Нижняя
часть платья не имела жесткой основы, но держала пышную форму, благодаря нижней
и верхним накрахмаленным юбками. Верхним платьем служил широкий распашной роб с
широкими укороченными рукавами и высокой линией талии. Роб застегивался на
петлицы и пуговицы, оставляя открытой весь перед нижнего платья. Во второй
половине 17 века главной выразительной линией женского костюма— стала линия
двойной юбки. К лифу пришивали обычно две юбки: фрипон (нижняя) и модест
(верхняя). Нижнюю юбку шили из тафты, муара, камлота. У верхней юбки спереди
остался разрез, но полы его драпировали, подкалывали к лифу с помощью шнурков и
бус, отворачивали подкладкой вверх. Роб, который имели право носить только
дворянки, шили со шлейфом. Юбка роба, распашная от талии, также драпировалась и
отворачивалась, открывая нижние юбки.
В конце века силуэт женского
платья сильно меняется. Очень модными становятся высоко поднятые драпировки,
расположенные сзади на юбке, на волосяной прокладке.
Украшение женского платья находится под влиянием придворного этикета и стиля
барокко. В начале века наблюдается стремление расположить всю отделку и
украшения спереди (что характерно и для мужского костюма). Это было вызвано
необходимостью, в присутствии короля, стоять к нему только лицом.
Очень модными женскими аксессуарами были светлые шелковые чулки, перчатки, галстуки-шарфы,
кружевные косынки, передник, белый или цветной, отделанный кружевом, бахромой,
рюшами, вышивкой, складные веера, часы, подвешенные к поясу, или зеркало в
дорогой оправе. Из ювелирных украшений особенно ценились жемчужные ожерелья,
розетки, серьги, браслеты, кольца, диадемы. Очень модным считалось наклеивание
на лицо, шею и грудь мушек из черной шелковой ткани. Женские туфли делались из
цветной кожи, парчи, бархата имели высокий изогнутый каблук и узкую заостренную
носовую часть. Их украшали бантами, пряжками, розетками. Мужчинам обувью
служили сапоги с раструбами и отворотами, а также полузакрытые туфли с бантами,
пряжками, розетками, с квадратными носами и ремнями. В плохую погоду сверху
надевали кожаную обувь без задника — предшественницу наших галош — на
деревянной подошве. К этому же времени относится появление в мужской обуви
высоких каблуках красного цвета.
Мужские прически в начале 17 века выполнялись из собственных длинных или
полудлинных волос, в конце века их заменили огромные парики рыжего цвета,
напоминающие львиные гривы. Женские прически (знатные дамы почти не носили
головных уборов) на протяжении периода менялись несколько раз: от сравнительно
гладкой с прямым пробором спереди, с косами, локонами и узлом до высоко
вздымающейся прически фонтанж, состоявшей из комбинаций локонов и крахмальных
наколок. В конце века прическу фонтанж дополняли проволочным каркасом, на
котором укрепляли драпировку шелкового газа, кружева, искусственные цветы ленты.