324. Из французского модного журнала,
325. Из французского модного журнала. Молодая дама в
рединготе аль англоман (a I'anglomane) и в соломенной шляпке, украшенной
перьями.
326. Из французского модного журнала. Молодая дама с
подобранной юбкой, рукавами а ль эспаньоль (a I'espagnole) и тюрбаном дамур
(d'amour).
327. Из французского модного журнала. Молодая Дама одета в
неглиже, на голове у неё головной убор токе а ля курок дамур (toque a la
couronne d'amoui).
328. Из французского модного журнала. Молодой мужчина в
выходном костюме с жокейской шляпой.
329. Из французского модного журнала. Придворный зимний
костюм с меховой оторочкой.
330. Из французского модного журнала. Большой туалет.
331. Из французского модного журнала. Девушка в неглиже а
ль англэз (a I'anglaise).
332—335. Иллюстрации из книги «Мод э юзаж отамп де Мари
Антуанетт» (Modes et usages аи temps de Marie Antoinette), в которой
использованы материалы рекламных журналов модистки мадам Элоф, дающие
представление о дорогих капризах моды 1787-1790 годов, и прежде всего - о
шляпах и прическах.
336. Один из вариантов шляпы, называемый бонне а ля нотабль
(bonnet a la notable), которую надевали на белый напудренный парик
337. Томас Лоренс, Королева Шарлотта. Национальная
галерея, Лондон. К выходному придворному наряду относились: напудренный парик и
белое жабо, закрывающее вырез платья, отделанное черным кружевом. Манжеты-из
собранных в складку кружев.
338. Прогулка по Бульвару итальянцев. По гравюре Дере.
Разные виды выходных туалетов; на дамах либо чепцы, либо украшенные лентами
шляпы: платья с жабо и юбки, переходящие в шлейф. Мужчины носят большие
цилиндры, фраки и панталоны до колен.
339. Духовенство, дворянство, третье сословие. Гравюра
того времени. Одежда представителей третьего сословия была установлена в 1789
году.
340. Франциско де Гойя. Портрет пани Бемюзэд. Венгерский
национальный музей изобразительного искусства, Будапешт. Богато украшенный
придворный наряд конца XVIII века.
341. Франциско де Гойя, Игра в «слепую бабу». Национальный
музей Прадо, Мадрид, о этом наряде мода рококо смешалась с национальным
испанским костюмом.
342. Францискоде Гойя, Графиня дель Карпио, герцогиня
Соланская.Лувр, Париж. На испанскую придворную одежду конца XVIII века также
явно оказал влияние национальный костюм.
343. Жак-Луи Давид, Портрет госпожи Хэмелин. Национальная
галерея искусства, Вашингтон. Типично французская мода эпохи ампир: слегка
завитые волосы, поддерживаемые надо лбом косой; мягко ниспадающая одежда с
глубоким вырезом. Платье, т. н. шмиз (chemise), подпоясано высоко над талией.
344. «Джорналдес Люксусунддер Моден»
(journaldesLuxusundderModen),
345. Жак-Луи Давид. Эскиз мещанской одежды, 1794г.
Французский художник, который постоянно активно участвовал в политических
событиях, он был якобинцем и последователем Робеспьера, создал этот рисунок для
«Ну во Франса» (Nouveau Franfais).
346. Из французского модного журнала,
347. Франсуа Жерар, Мадам Рекамье. Фрагмент. Музей Пти
Пале, Париж. Шмиз из легкой белой ткани с большим вырезом, обнажающим плечи.
Волосы собраны в пучок с декоративной иглой а ля грек (аlа grecque); платье
дополняет шаль, заменяющая плащ.
348. Революционер с копьем. Гравюра неизвестного художника
1793 года. На голове у него Фригийский колпак с кокардой, на нем надеты
рубашка, короткий жилет с рукавами карманьол ь (carmagnole), длинные штаны
матло (matelots) и деревянные башмаки сабо (sabots).
349. Знаменосец. Гравюра на меди по Луизу Буали. вместо
якобинской шапки у него на голове двурогая шляпа с кокардой, на нем полосатый
жилете жабо, короткая куртка и длинные штаны (матло).
350. Жак-Луи Давид, Мадам Рекамье. фрагмент. Лувр, Париж.
Мадам Рекамье здесь снова изображена в шмизе с типичной прической периода ампир
а ля Тит; легко завитые волосы придерживаются на лбу лентой.
351. Жак-Луи Давид, Герцогиня Орвилльерская. Лувр, Париж.
Простая одежда эпохи Революции: темное платье с большим белым воротником и
жабо; легкая кружевная шаль.
352. Карикатура Верне, Лез Анкруаябль. Эксцентричная мода,
возникшая после революции имела целый ряд вариантов. Женщины носили большие
шляпы с лентами и широкие юбки с множеством воланов. Мужчины же так гордились
своим жабо, что оно, становясь все больше и больше, стало наконец — как это
видно хотя бы из этой карикатуры -закрывать пол-лица.
353. Французская карикатура 1796 года. Анкруаябль ...!
(Невероятные... !) Этим французским словом называли тогда франтов, одевающихся
чрезмерно модно.
354. Жак-Луи Давид, Автопортрет. Лувр, Париж. Художник во
время работы одет в домашний халат с белым жабо; ненапудренные волосы указывают
на послереволюционную эпоху.
355. Французская карикатура «Три грации» времен директории.
Рисунок явно намекает на то, что свободные, ниспадающие одежды, без корсета,
подходят далеко не всем женщинам.
356 «Гэллери ов Фэшн»(Gallery of Fashion), Лондон,
357. «Журнал де дам» (Journal des dames),
358. «Журналдедам»,
359. «Зэ Лейдиз Мэгэзин» (The Ladies Magazine),
360. Из модного журнала,
361. «Журнал де дам»,
362. Из модного журнала,
363. «Гамбургер Джёрнал дер Моде унд Элеганц» (Hamburger
Journal der Mode und Eleganz),
364. «Гамбургер Джёрнал дер Моде унд Элеганц»,
365. Джеймс Джиллрей, Карикатура. Для моды а ля англэз
типичен тюрбан с длинными страусовыми перьями. Кормящая мать одета в мягко
ниспадающее вниз, неподпоясанное платье с продольными разрезами в верхней
части; костюм дополняют перчатки до локтя и веер. На горничной старомодное
платье и чепец (беньоз), который носили до Революции.
366. Франциско де Гойя. Семья Карла IV. Национальный музей
Прадо, Мадрид.