В 1778 году философ Гердер высказал мнение о том, что
носить юбки на обручах, перчатки и украшения из перьев в волосах - явление
недостойное. В это время все чаще стали говорить об античности, и не только как
о «старинных образцах», но и как образцах для современности. Этот конфликт
между современностью и стремлением воскресить давно минувшее коснулся и моды. В
1780-1790 годах совершается логический переход всех склонных к классицизму
тенденций к античности. В этот период и женская мода, также, как политика,
живопись и скульптура, стремится к возвышенной простоте. На первых порах
античность проникает в одежду окольными путями. В 1734 году известная парижская
балерина Салле выступила в балете «Пигмалион и Ариадна» в юбке без обручей. Она
танцевала в легкой прозрачной юбке, присборенной по античному образцу. В
Париже, где костюм рококо в то время достигает своей вершины, балерина была
освистана. Зато в Англии её приняли очень горячо. Именно здесь постепенно
подготавливается почва для нового стиля. В то время Общество любителей
античности с центром в Лондоне, основанное в 1732 году, пропагандировало
«греческий вкус и римский дух», на различные торжества его представители
одевались в античном духе. Художник Джошуа Рейнольде, член Общества и директор
Академии художеств в Лондоне, даже принимал участие в работе над драпировкой
торжественной тоги. Но это были пока единичные попытки введения античной
одежды, которые получили повсеместное признание только несколько десятков лет
спустя. В 1793 году французский художник Жак-Луи Давид в качестве национального
костюма героической Французской революции предлагает костюм в античных
традициях. Эта попытка в мужской моде провалилась. Зато женская мода приняла
культ античности почти безоговорочно. Возражения были прежде всего у теоретиков,
писателей и блюстителей нравственности. В 1787 году один из «сторонников
женской красоты» горячо оплакивает утрату обруча на женской юбке и сетует на
то, что сейчас отдается предпочтение греческому стилю - греческой моде - в
женской одежде. По его характеристике, новую моду отличает прилегающее платье,
подчеркнутое кроме того выбором мягкой ткани. Это все же слишком подчеркивает
женскую фигуру, которая сверх того обнажается ещё и декольте. Неспокоен он и со
стороны эстетической. Ниспадающие складки нового убора имеют, дескать, вид
«намокшей драпировки». Этот упрек казался самым важным. С точки зрения
сторонников старой моды, для скромной женщины противоестественный обруч был
охраной и защитой её целомудрия. Он имел столько преимуществ, что не должен был
быть забыт. Разумеется, тогдашние врачи придерживались другой точки зрения. В
1788 году доктор Зёмеринг издал книгу о вреде ношения корсетов. Но к голосам
блюстителей нравственности, так же, как и к голосам врачей, мода никогда не
относилась слишком серьезно. Дата, когда окончательно восторжествовала
греческая одежда, шмиз или туника из муслина либо тонкого льняного полотна, до
сих пор точно не установлена. Цитируемый выше отрывок анонимного
морализирующего автора показывает, что для новой моды почву подготовила Англия.
Её вкус, организация и мода в XVIII веке стали образцом, которым восхищались
все европейские государства. Это точно выражается и в названии моды 1780 года
аль англэз (a I'anglaise).
В то время можно говорить об англомании, захватившей и
великосветскую Францию. Один из первых модных журналов «Магазен де
нувельфрансэз и англэз» (Magasin des nouvetles franfaises etanglatses),
выходящий в Париже, в 1786 году имел своего постоянного, заслуживающего доверия
репортера в Англии, чтобы он тщательно изучал новинки английской моды и вовремя
информировал о них свой журнал.
Но бесспорно, что Англия была наиболее удачлива в области
мужской моды. Её творцами были лорды, артисты и дэнди. Лорд Кэтогэн оказал
влияние на всю Европу своей прической, лорд Спенсер своим жилетом, лорд Кэррик
своим плащом с несколькими воротниками. Английский костюм для верховой езды
переняли молодые поэты Германии, например, Гёте, преобразовав его в светский
костюм редингот (redingot), который вскоре стал самой современной одеждой и в
остальных странах Европы. Английские лорды и дэнди ввели в моду и новые
цветовые комбинации, прически и плащи, соответствующие их прихотям.
А революционно настроенная Франция опять начала носить
грубые башмаки а ля Франклин (а 1а Franklin) и высокие закругленные каблуки а
ля Пан (аlа Раппе). И в женской моде появились детали одежды, напоминающие
своими названиями, например, а ля Бостоньен, а ля Андапенданс, а ля
Филядельфиа, а ля нувель Англетер (a
Отсюда - один шаг к революционному французскому покрою. И
элегантная Франция начинает носить деревянные башмаки сабо (sabots) и подтяжки.
В 1792 году красный колпак каторжника стал символом якобинцев, им же стала
якобинская куртка а ля Карманьоль (a
К совсем другой категории относится «антиреволюционный
костюм», который носила золотая молодежь и сторонники монархии, называемые
анкруа-ябль (Incroyable) и мервеёз (Merveilleuse). Анкруаябль начинают
создавать моду нового класса. Из идей анкруаябль начинают извлекать пользу
творцы новой моды - портные и модистки, которые обрабатывают все эти
экстравагантные идеи, приспосабливая их к действительности.
В стиле их одежды - как часто бывает в истории моды -
проявляется увлечение молодого, энергичного поколения новыми идеями.
Анкруаябль страстно желали задать модный тон в одежде
оригинальным способом. Прежде всего они одеваются в намеренно плохо сшитые
фраки; такое до сих пор изящное украшение мужской одежды как галстук они
представляют в карикатурном виде, а именно - повязывают его таким образом, что
он даже частично закрывает лицо; жилет с «небрежной» элегантностью застегивают
через пуговицу; на волосы, сильно завитые в локоны около ушей, надевают
двурогую шляпу огромных размеров. У их партнерок мервеёз также увеличивается объем
головы за счет сильно завитых волос и огромных чепцов, украшенных множеством
лент, а иногда и клювообразным козырьком. Их платье в принципе представляет
собой обычный расширенный шмиз —собственно это муслиновая или тонкая длинная
полотняная рубашка с большим декольте, короткими рукавами и поясом,
перемещенным под самую грудь. Это платье украшено многочисленными воланами на
рукавах и по нижнему краю юбки. Богато присборенная юбка спереди придерживается
рукой, так что ножка, обутая в плоскую туфельку, обнажается высоко над
шиколоткой. По форме и покрою шмиз того времени шился в подрожание хитону и
пеплосу античных героинь и богинь, которыми одинаково были очарованы как
художники, так и портные. Шмиз долго будет господствовать в моде: преодолев
кратковременные неудачные эксперименты, он переживет и Французскую революцию, и
Конвент, и Директорию и исчезнет только в эпоху Наполеона, но еще долго
останется в пользовании как неглиже.
За это долгое время шмиз подвергнется многим переменам и
изменится, если так можно сказать, его «содержание». В период Революции дамы с
помощью шмиза выражали свою героико-патетическую настроенность. Так, в это
время скептически настроенные современники в сомнении качали головами, когда
при свете горящих ламп они видели танцующих дам в античных туалетах, с
прическами а ля Диана и а ля Психея, с обнаженными руками большими декольте и в
античных сандалиях, которые тем самым как бы признавали греческую
республиканскую систему. Дальнейшее развитие шмиза в какой-то мере
соответствовало настроению скептиков. Сразу же вслед за этим новая мода
сменилась более фривольной, т. н. «нагой» модой, называемой так же а ля соваж
(a la sauvage). В Париже представительницей этой моды была всеми признанная
мадам Тальен, которая была «красивее капитолийской Венеры», как написала в
своих мемуарах графиня д'Абрант. У мадам Тальен были бархатистые черные волосы,
коротко остриженные, завитые на концах, такая прическа тогда называлась а ля
Тит (a
Парижане смеялись над тем, что их дамам достаточно только
одной рубашки, чтоб быть одетыми по моде:
Рубашка в обтяжку по моде.
Рубашка в обтяжку,
О, так удобно, рубашка.
Рубашка в обтяжку.
Так выгодно, так модно!
Врачи указывали на то, что в угоду новой моде принесено
много жертв; путешественники приходили в ужас от смелости парижских женщин.
«Журнал де мод» (Journal des modes) в 1802 году рекомендовал своим
читательницам посетить Монмартрское кладбище, чтобы посмотреть, сколько молодых
женщин, едва достигших тридцатилетнего возраста, стало жертвой «нагой» моды и
умерло от простуды. Писатель Коцебу в своих воспоминаниях о путешествии в Париж
в 1804 году пишет, что туалеты, которые сейчас здесь считаются сдержанными и
элегантными, сто лет тому назад не разрешались даже женщинам легкого поведения.
Но, несмотря на все насмешки и предостережения врачей, мода шмиз продолжалась.